«Путь к успеху: роль школьнего методического объединения в подготовке учащихся к ГИА »
Организация подготовки к ГИА и ЕГЭ всех участников образовательнего процесса Подготовленность к чему-либо – это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность
Составляющие подготовки к ГИА Информированная готовность (правила поведения, сроки сдачи, заполнение бланков, спецификаторы. Кодификаторы, структура экзамена, критерии оценивания и т.д.) Предметная или содержательная готовность (умение решать тестовые задания) Психологическая готовность («настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, приспособление (актуализация) возможностей личности для успешных действий)
План подготовки к ГИА основные направления Организационные вопросы Работа с педагогическим коллективом Работа с родителями Работа с учащимися (организация разноуровневого обучения) Работа психолога Цель: все направления взаимосвязаны друг с другом единой конечной целью – успешной сдачей итоговой аттестации Подготовка к ГИА начинается с 1-го класса! Это 1-ый этап. 2-ой этап – 5-8 классы. 3-й и последний классы.
1. Организационный период август - октябрь Анализ итоговой и промежуточной аттестации. Выявление тем, вызывающих наибольшее затруднение по параллелям. Причины этого. Пути преодоления. Обсуждение на М/О. Внесение «западающих» тем в мониторинг М/О и в ВШК. Учет учителями, работающими в разных параллелях, выявленных проблемных тем при планировании работы.
Сравнительный анализ результатов % качества % успеваемости % выполняемости заданий % допущенных ошибок по темам по сравнению с районными показателями и краевыми Вопросы к заседанию ШМО в сентябре
Включение в мониторинг и план ВШК по параллелям «западающих» тем Разработка и утверждение планов по подготовке к ГИА, планов работ с мотивированными и немотивированными учащимися Предварительное распределение часов из школьнего компонента и дополнительнего образования на подготовку к ГИА
3-х уровневая подготовка Планирование работы к каждой группе Класс Группа «Риска» Ленивые,но способные получить «3» или «4» Мотивированные
2. Информационный (ноябрь – январь) Информационная работа в педагогами - Изучение нормативно-правовых документов различных уровней - Анализ всей документации по итогам ГИА - Проведение ШМО и пед.советов по вопросам ГИА - Направление учителей на семинары по подготовке к ГИА - Направление учителей на обучение экспертами по предметам к ГИА
Содержание информационной работы с родителями Обсуждаются не только процедуры проведения ГИА и апелляций, но и конкретные результаты по диагностическим работам, школьному мониторингу и ВШК – успехи и проблемы («рост» ученика или «топтание на месте») Формат экзамена Критерии оценивания (Что конкретно требуется от ребенка) Традиционные информационные формы (стенды, сайты, памятки и т.д.)
Практический этап (октябрь – май) Инструкции Бланки Работа с КИМами Структура и содержание экзамена Развитие навыков самоанализа и самоконтроля С пятого класса Индивидуализация процесса обучения
Стратегия действий учителя После проведения диагностических, контрольных и проверочных работ -составление диагностических карт Организация разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала Подготовка заданий по принципу накопления умений (если ученик начал правильно выполнять задания, то их по одному следует включать в работу вместе с заданиями еще не усвоенной темы) Общественная проверка контрольных и диагностических работ
Погружение учащегося в обстановку экзамена Создание ситуации отсутствия учителя Создание ситуации окружения учащихся из других классов Проведение репетиционных экзаменов Проведение промежуточных диагностических работ в 5-8, 10 классах в форме теста Проведение консультаций другими учителями и методистами Центра развития образования Участие в пробных экзаменах, проводимых ОУ и Центра развития образования
Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку 9 класс – шаблоны для С2.1 9,11 класс – теоретический материал в таблицах и схемах (Части А,В) Примеры сочинений (ЕГЭ по русскому языку и по литературе) на высший балл с комментарием эксперта и с ошибками Таблица возможных проблем текста (ЕГЭ) Подробный алгоритм написания части С (ЕГЭ) с предложениями-шаблонами Словарь языковых художественных средств Список тем, не усвоенных учеником
Материалы для учащихся Памятка к сжатому изложению (ГИА) Памятка: «Основные способы сжатия текста» Примеры сжатия текста Примеры сочинений, оцененных разными баллами, комментарии экспертов к ним Критерии оценивания Критерии перевода %-него выполнения в балльное (По МЦКО) Тетради и брошюры тренировочных материалов на печатной основе для подготовки к ГИА И ЕГЭ (5-11 класс) – во все классах
3. Аналитический (июнь – август) Анализ результатов ГИА Анализ успехов и трудностей (что получилось, что нет) Корректировка ВШК и мониторинга Подготовка к выступлению на августовском педагогическом совете Подготовка материалов к заседанию ШМО в сентябре следующего года