Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня» Урок литературы в 7 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная школа» Самойлова С.В.
…Он всюду и всегда видел материал для наблюдений, …в силу никогда не искоренимой привычки вдумываться в людей, анализировать их и обобщать. …Он всюду и всегда видел материал для наблюдений, …в силу никогда не искоренимой привычки вдумываться в людей, анализировать их и обобщать. М. Горький М. Горький
Рассказ «Тоска» (1886) Кому повем печаль мою?.. Кого призову к рыданию? Токмо тебе, Владыко мой, Известна печаль моя. Духовный стих «Плач Иосифа и быль» Духовный стих «Плач Иосифа и быль»
Схема ИОНА ВОЕННЫЙ Группа гуляк ДВОРНИК Молодой извозчик Лошадёнка «укрывается с головой и уже спит» «Чего же ты стал здесь! Проезжай!» «не расположен слушать» «Все помрем… Ну, погоняй, погоняй!» «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина»
«…В этом месте рассказа ты – бессмертен» Брат Чехова Александр Павлович Чехов Брат Чехова Александр Павлович Чехов Чехов с братом Семья Чеховых в Таганроге
Виды смеха в литературе: Юмор Ирония Сатира (англ. Humour – нрав, настроение) Добродушный смех, цель которого что-то совершенствовать, очищать от недостатков (гр. eironeia – притворство, насмешка) Выражение насмешки над чем-либо или кем-либо (лат. Satira – «смесь», «всякая всячина») Бичующее обличение чего- либо или кого-либо, гневное осмеяние; зовет к протесту, вызывает негодование
Физкультурная минутка (релаксация) Быстро дружно встали все! Вправо-влево наклонились! И друг к другу повернулись! Поприветствовали дружно! А теперь работать нужно!
Рассказ «Размазня» «Разве можно на этом свете не быть зубастой?» «Разве можно быть такой размазнёй?»
Таблица Тема рассказа Тема «маленького человека», потерявшегося в огромном порочном мире и не имеющего сил на протест и вызов этому миру. Основная идея Чехов призывает бать сильными и бороться за «жизненную правду». Но Чехов также сочувствует слабым и считает необходимым протягивать им руку помощи. Система образов 1. Образ повествователя – олицетворение силы и могущества. Но «легко на этом свете быть сильным» только тогда, когда ты богат. 2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честны и искренни. Впечатление от рассказа
Задание: Задание: Внимательно прочитайте предложенное высказывание Чехова. Подумайте, как это изречение соотносится с рассказами «Тоска» и «Размазня». Согласны ли вы с мнением Чехова? Внимательно прочитайте предложенное высказывание Чехова. Подумайте, как это изречение соотносится с рассказами «Тоска» и «Размазня». Согласны ли вы с мнением Чехова?
Изречения А. П. Чехова Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. Искусство писать – это искусство сокращать. Искусство писать – это искусство сокращать. У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова
Выводы: Рассказы А.П. Чехова небольшие по объему. Но в них содержится обширная панорама человеческих чувств, эмоций, поступков и действий. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объему. Но в них содержится обширная панорама человеческих чувств, эмоций, поступков и действий. Смех в рассказах А.П. Чехова особенный, разнообразный. Это и добродушный юмор, и насмешка, и сатирический «смех сквозь слезы». Смех в рассказах А.П. Чехова особенный, разнообразный. Это и добродушный юмор, и насмешка, и сатирический «смех сквозь слезы». Рассказы А.П. Чехова всегда поучительны. Они содержат в себе нравственное ядро, помогают понять противоречия окружающего мира. Рассказы А.П. Чехова всегда поучительны. Они содержат в себе нравственное ядро, помогают понять противоречия окружающего мира.
Задание на дом Распределите изученные вами рассказы Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др.) на 2 группы: Распределите изученные вами рассказы Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др.) на 2 группы: юмористические юмористические сатирические сатирические Приготовьтесь доказать свою точку зрения. Приготовьтесь доказать свою точку зрения.
Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнал(а) много интересного Я узнал(а) много нового Мне было скучно Я остался равнодушен
Использованная литература: Айхенвальд Ю. Чехов / Силуэты русских писателей. – М., 1994 Айхенвальд Ю. Чехов / Силуэты русских писателей. – М., 1994 Кулешов В.И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. Очерк. – М., 1982 Кулешов В.И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. Очерк. – М., 1982 Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М., 1983 Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М., 1983 Розанов В.В. Наш Антоша Чехонте / Мысли о литературе. – М., 1989 Розанов В.В. Наш Антоша Чехонте / Мысли о литературе. – М., html html html html html html