Чокан Чингисович Валиханов (ноябрь 1835 – 10 апреля 1865)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя при рождении: Мухамме́д-Хана́фия Род деятельности: Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель Дата рождения: 1835 Место.
Advertisements

«Первый художник казахской степи» Мы знаем Шокана – просветителя, но мало кому известен Шокан - художник.
Географы Омского кадетского корпуса Чокан Чингизович Валиханов – гений, успевший сделать столько, сколько многие не делают за всю жизнь…
Великие учёные в XIX веке. Семёнов Тянь-Шаньский Пётр Петрович ( гг.)
Тема 9. Общественно- политический строй Букеевского ханства (1801г.) Вопросы: 1. Причины образования Букеевского ханства (1801г.) 2. Общественный строй.
«Ыбырай Алтынсарин» ( ). Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что.
Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена,
Чокан Чингисович Валиханов. Казахскии ̆ учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба России.
Мо-Цзы (ок. 470 ок. 391 до н. э.) Астанина Наталья.
Изменения в административно- политическом устройстве Казахстана по реформам годов ХIХ века. Вопросы: 1. Подготовка и проведение реформы 1822 года.
1. Образование Казахского Ханства 2. Формы и отношения собственности в кочевой системе хозяйства Казахского Ханства 3. Особенности организации власти и.
АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) Презентация по историческому краеведению ученицы 9 класса Спасской осн. школы Мезенцевой Ольги.
Человеческий, гражданский и научный подвиг Шокана Валиханова. Company Name гг. Смолев Виктор Александрович 1.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Прочитать § 1 и ответить на вопросы перед ним 2. Выучить выделенное жирным шрифтом во введении :39.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Нет в Казахстане уголка, где бы не знали имя писателя Сабита Муканова, который родился 26 апреля 1900 года в Акмолинской губернии Таузарской волости Петропавловского.
Истор-ринг Историческая игра по теме «Реформы XIX века в Казахстане» (история Казахстана - 8 класс)
Иван Сергеевич Тургенев(1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева.
Публицистический стиль речи. Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических,
Транксрипт:

Чокан Чингисович Валиханов (ноябрь 1835 – 10 апреля 1865)

« Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения » ( Н. Веселовский )

План Введение Этапы жизни Вклад в науку и культуру : Изучение языка и фольклора Экспедиция в Кашгарию Валиханов как художник Развитие публицистики

Идеология и взгляды : Тема этнической идентификации Социально - политические идеи « Записка о судебной реформе » Отношение к религии Вывод

Введение Имя при рождении : Мухаммед - Ханафия Род деятельности : учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель Чингизид, правнук знаменитого хана Аблая

Этапы жизни 1853 Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте Знакомство со ссыльными « петрашевцами » писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым Экспедиция в Семиречье и на Иссык - Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с ученым - путешественником Семёновым - Тян - Шанским. За отличие на службе произведён в поручики.

1857 Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. 1858, 28 июня Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля вернулся с караваном в укрепление Верное В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс - ротмистры, награждён орденом Св. Владимира.

1860 краткая поездка в Лондон и Париж Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал - губернатором Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март июнь Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье. 1865, 10 апреля Скончался в урочище Кочен - Тоган от туберкулёза.

Вклад в науку и культуру

Изучение языка и фольклора Собрал большой по объёму материал для словаря киргизского языка Открыл учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, эпос « Манас »

Экспедиция в Кашгарию В 21 год отправился в рискованную экспедицию в Кашгарию. Китайские власти запретили под угрозой смертной казни поездку в Кашгарию европейцев. По итогам экспедиции он написал отчет « О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу ( Малый Бухарин ) ( )».

Валиханов как художник Чокан Валиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создавал также станковые рисунки и акварели (« Казахи Большой Орды », « Сартай из рода Сары Багиш » и др.).

Развитие публицистики Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру очерка. Валихановская публицистика дала толчок к зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно - познавательной журналистики.

Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия ».

Идеология и взгляды

Тема этнической идентификации Через призму частных биографий, благодаря источникам, выделил в целом контуры государственной идеологической доктрины Казахского государства. Потанин писал : « Он говорил, что, прежде всего, любит свой киргизский народ, потом Сибирь, потом Россию, потом все человечество ; одна любовь заключена была у него в другую »

Научный подвиг Ш. Валиханова заключается в пропаганде национальной культуры, презентации истории Казахстана и Центральной Азии, государств и обществ Востока европейскому читателю, в глубоком внимании к истокам государственности народов региона и популяризации их культурного наследия.

Социально - политические идеи Политика – это власть и способы ее устройства Глубокая сущность философского осмысления политики Валиханова состояла в обоснование органической связи политики с властью и способом ее устройства

Любая власть – европейская, российская или азиатская – страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти.

Сумел убедительно доказать, что политико - правовая система азиатских стран в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизационном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.

Общественное устройство Средний Азии характеризовал как патологический кризис развития, как результат дикости и невежества народов.

« Записка о судебной реформе » Валиханов считал, что при проведении социальных реформ надо учитывать национальную специфику казахов. Он, к примеру, замечает : « У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы ».

Предлагал сохранить суд биев. Выдвигал мысль о возрождении казахской традиции выборности чиновников. « Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, пишет он, конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства ».

Отношение к религии В работе « О Мусульманстве в степи » писал : « Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Она грозит нам разъединением народа в будущем » Считал, что в степи происходит период двоеверия – внедрение ислама и коренное язычество ( шаманизм )

« О Мусульманстве в степи » « Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства »

Предлагал : Отделить Киргизскую степь от ведомства оренбургского муфтия как народ, различествующий от татар по исповеданию веры Утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа

Не дозволять ишанам и ходжам жить в кочевьях киргизов без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ Ишан - глава и наставник мусульманской общины, обычно принадлежащей к одному из мистических ( дервишских, суфийских ) орденов. Ходжа – почетный титул мусульманина

Вывод Выдающийся ученый - просветитель, отважный путешественник, художник, фольклорист, этнограф, публицист, человек необычайной эрудиции и « взглядов истинно гуманных » таким сохранился Ч. Валиханов в памяти современников, таким он вошел в историю Казахстана и России.

Выполнила : Студентка гр. 217 специальности « информатика » - Евдакова В. С.