Чокан Чингисович Валиханов (ноябрь 1835 – 10 апреля 1865)
« Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения » ( Н. Веселовский )
План Введение Этапы жизни Вклад в науку и культуру : Изучение языка и фольклора Экспедиция в Кашгарию Валиханов как художник Развитие публицистики
Идеология и взгляды : Тема этнической идентификации Социально - политические идеи « Записка о судебной реформе » Отношение к религии Вывод
Введение Имя при рождении : Мухаммед - Ханафия Род деятельности : учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель Чингизид, правнук знаменитого хана Аблая
Этапы жизни 1853 Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте Знакомство со ссыльными « петрашевцами » писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым Экспедиция в Семиречье и на Иссык - Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с ученым - путешественником Семёновым - Тян - Шанским. За отличие на службе произведён в поручики.
1857 Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. 1858, 28 июня Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля вернулся с караваном в укрепление Верное В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс - ротмистры, награждён орденом Св. Владимира.
1860 краткая поездка в Лондон и Париж Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал - губернатором Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март июнь Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье. 1865, 10 апреля Скончался в урочище Кочен - Тоган от туберкулёза.
Вклад в науку и культуру
Изучение языка и фольклора Собрал большой по объёму материал для словаря киргизского языка Открыл учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, эпос « Манас »
Экспедиция в Кашгарию В 21 год отправился в рискованную экспедицию в Кашгарию. Китайские власти запретили под угрозой смертной казни поездку в Кашгарию европейцев. По итогам экспедиции он написал отчет « О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу ( Малый Бухарин ) ( )».
Валиханов как художник Чокан Валиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создавал также станковые рисунки и акварели (« Казахи Большой Орды », « Сартай из рода Сары Багиш » и др.).
Развитие публицистики Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру очерка. Валихановская публицистика дала толчок к зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно - познавательной журналистики.
Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия ».
Идеология и взгляды
Тема этнической идентификации Через призму частных биографий, благодаря источникам, выделил в целом контуры государственной идеологической доктрины Казахского государства. Потанин писал : « Он говорил, что, прежде всего, любит свой киргизский народ, потом Сибирь, потом Россию, потом все человечество ; одна любовь заключена была у него в другую »
Научный подвиг Ш. Валиханова заключается в пропаганде национальной культуры, презентации истории Казахстана и Центральной Азии, государств и обществ Востока европейскому читателю, в глубоком внимании к истокам государственности народов региона и популяризации их культурного наследия.
Социально - политические идеи Политика – это власть и способы ее устройства Глубокая сущность философского осмысления политики Валиханова состояла в обоснование органической связи политики с властью и способом ее устройства
Любая власть – европейская, российская или азиатская – страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти.
Сумел убедительно доказать, что политико - правовая система азиатских стран в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизационном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.
Общественное устройство Средний Азии характеризовал как патологический кризис развития, как результат дикости и невежества народов.
« Записка о судебной реформе » Валиханов считал, что при проведении социальных реформ надо учитывать национальную специфику казахов. Он, к примеру, замечает : « У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы ».
Предлагал сохранить суд биев. Выдвигал мысль о возрождении казахской традиции выборности чиновников. « Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, пишет он, конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства ».
Отношение к религии В работе « О Мусульманстве в степи » писал : « Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Она грозит нам разъединением народа в будущем » Считал, что в степи происходит период двоеверия – внедрение ислама и коренное язычество ( шаманизм )
« О Мусульманстве в степи » « Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства »
Предлагал : Отделить Киргизскую степь от ведомства оренбургского муфтия как народ, различествующий от татар по исповеданию веры Утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа
Не дозволять ишанам и ходжам жить в кочевьях киргизов без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ Ишан - глава и наставник мусульманской общины, обычно принадлежащей к одному из мистических ( дервишских, суфийских ) орденов. Ходжа – почетный титул мусульманина
Вывод Выдающийся ученый - просветитель, отважный путешественник, художник, фольклорист, этнограф, публицист, человек необычайной эрудиции и « взглядов истинно гуманных » таким сохранился Ч. Валиханов в памяти современников, таким он вошел в историю Казахстана и России.
Выполнила : Студентка гр. 217 специальности « информатика » - Евдакова В. С.