Особенности архитектуры XVIII века Демократизация архитектуры. Преобладанием гражданского и фортификационного строительства. Формированием новых архитектурных стилей. Господством принципа регулярности в русской градостроительной практике. Сближение русской архитектуры с архитектурой Западной Европы.
Направления строительства 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 1. ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 3. СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦОВ переход от радиально- кольцевой к регулярной планировке В области градостроительства произошел переход от радиально- кольцевой к регулярной планировке. Характерными чертами принципа регулярности были: геометрическая правильность планировки, наличие единых правил и приемов строительства и оформления, симметричность в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Планировка градостроительства XVIII века Радикально- кольцевая Регулярная
Принцип регулярности использован в застройке Санкт - Петербурге В создании архитектурного облика Петербурга большую роль сыграл швейцарский архитектор Д. Трезини. В 1714 г. им были разработаны типовые проекты жилых домов для представителей разных социальных слоев (для подлых. зажиточных и именитых горожан), к 1718 г. было построено более 4 тысяч жилищ. Канцелярия городовых дел Канцелярия городовых дел – контроль над застройкой Петербурга, возглавил Д. Трезини – основание Санкт - Петербурга
Градостроительный план Д.Трезини
1740 г. трактат-кодекс Должность архитектурной экспедиции – авторы М.Г.Земцов и И.К.Коробов. Д.В.Ухтомский 1749 г. ученик И.К. Коробова Д.В.Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу. Развитие знаний в области архитектуры Здание Архитектурной школы
Д.Трезини М.Г. Земцов Б. Трезини был спроектирован Собор Петропавловской крепости Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двенадцати коллегий. М.Г. Земцов участвовал в создании Летнего сада, дворцово-парковых ансамблей в Петергофе, загородной резиденции царей на Финском заливе и в сооружении здания Кунсткамеры. Площадь Петропавловского собора. Летний сад
Заполните таблицу «Архитектура XVIII века» Стиль Имя архитектора Постройки
Стилевые направления: барокко (в переводе с итальянского - причудливый, странный) - один из главных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны: монументальность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. БАРОККО
Стилевые направления Отличие от барокко: более скромное декоративное убранство сочетающееся с отдельными элементами барокко, размах ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, крылец, растительных мотивов в декоре и т. д. Здания: Петропавловский собор Петропавловской крепость, Здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера Лефортовский дворец Меньшикова башня. ПЕРОВСКОЕ БАРОККО Петербург Москва
ПЕРОВСКОЕ БАРОККО Петропавловский Собор Здание двенадцати коллегий Лефортовский дворец Меньшикова башня
Стилевые направления К середине XVIII в. барокко достигает своего расцвета, приобретает свойственную этому стилю пышность, декоративную насыщенность. Мастер зрелого барокко в России был В.В. (Ф.) Растрелли.Здания: Зимний дворец Екатерининский дворец в Царском Селе Большой дворец в Петергофе Ряд дворцов для петербургской вельможной знати. ЗРЕЛОЕ БАРОККО
Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли ( 1700, Париж 1771,Санкт-Петербург) Знаменитый русский архитектор; граф, кавалер ордена Святой Анны. В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 год проходил обучение в Европе, предположительно в Италии. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
ЗРЕЛОЕ БАРОККО Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Екатерининский дворец в Царском селе
Направления в архитектуре Особенности: Усложненная планировка, изогнутые формы, декор. Влияние рококо в России проявилось главным образом в лепном декоре зданий и отделке дворцовых интерьеров, в том числе созданных В.В. Растрелли. РОККОКО
РОККОКО Смольный монастырь Интерьер в стиле рококо
Направления в архитектуре Сохранение традиций деревянного зодчества Кижского ансамбля Его наивысшим достижением было возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера. Преображенская церковь (1714),К числу наиболее выдающихся памятников ансамбля относится центральная 22-х главая Преображенская церковь (1714), выстроенная народными мастерами без единого гвоздя.
Преображенская церковь Кижский ансамбль
Особенности: логичность и симметричность планировки геометризм, четкость вертикальных и горизонтальных линий. В основе классицизма лежит обращение к античной архитектуре. Ранний русский классицизм сохраняет некоторые черты барокко и рококо Здания: Ж.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов - здание Академии художеств, А.Ринальди - Мраморный дворец, Ю.Фельтен - набережная Невы и решетка Летнего сада). Направления в архитектуре КЛАССИЦИЗМ
КЛАССИЦИЗМ Мраморный дворец Решетка Летнего Сада Академия художеств
Мастера классицизма: В.И.Баженов (дом Пашкова в Москве, дворцово- парковый ансамбль в Царицыно). И.Е.Старов (здание Таврического дворца). Дом Пашкова Таврический дворец
Мастера классицизма: М.Ф.Казаков,М.Ф.Казаков, (здания Московского университета и Благородного собрания, Голицынская больница, Сенат в Кремле, Петровский дворец в Москве). Голицынская больница Здание Сената в Кремле
Проверь себя
Ответьте на вопросы: 1. Назовите вид планировки Москвы и Санкт-Петербурга? 2. Какие направления строительства развивались в XVIIIвеке? 3. Когда был основан Санкт-Петербург? 4. Кто первым из архитекторов предложил план типовой застройки жилых домов? 5. Когда и где была организована первая Архитектурная школа?
Определите стиль и назовите архитектурные сооружения 1. Барокко 2. Рококо 3. Классицизм I.Мраморный дворец II.Екатерининский дворец III.Смольный монастырь