Серебряный век Русской литературы
Исторические предпосылки Серебряного века: Бездействие, бездонность; Бездействие, бездонность; Общая атмосфера пустоты и скуки; Общая атмосфера пустоты и скуки; Стремление к воле, к внутренней свободе; Стремление к воле, к внутренней свободе; Стремление к изменению ценностей. Стремление к изменению ценностей. «Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за 10 шагов не слышны…» Мандельштам. «Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за 10 шагов не слышны…» Мандельштам.
Серебряный век Золото – солнце, серебро – луна. Солнечный свет отражается в луне. Серебряный век является зеркальным отражением золотого. Золото – солнце, серебро – луна. Солнечный свет отражается в луне. Серебряный век является зеркальным отражением золотого.
Поэт серебряного века. Какой он? О чем он мечтает? О чем он мечтает? К чему он стремится? К чему он стремится?
Золотой и Серебряный. Поэт века Золотого считался частью вселенной, верил в добро и Бога, ценил счастье семейное, домашнее, поэт века Серебряного – центр Вселенной. Жизнь движется вокруг него и подчиняется только ему. Главные ценности такого человека – свое личное «Я». Поэт века Золотого считался частью вселенной, верил в добро и Бога, ценил счастье семейное, домашнее, поэт века Серебряного – центр Вселенной. Жизнь движется вокруг него и подчиняется только ему. Главные ценности такого человека – свое личное «Я».
Человек Серебряного века – центр вселенной. Жизнь движется вокруг него и подчиняется только ему. Жизнь движется вокруг него и подчиняется только ему. Главные ценности такого человека – своё личное «Я». Главные ценности такого человека – своё личное «Я».
Поэт в литературе Серебряного века. В данную эпоху создается очень много произведений отражающих восприятие человека как центра вселенной. В данную эпоху создается очень много произведений отражающих восприятие человека как центра вселенной. «Я гений, Игорь Северянин…» «Я бог таинственного мира…» Сологуб «Я пришел из иной страны…» Гумилев «Я властелин…» Бальмонт «Я вождь земных царей, я царь…» Брюсов
1890 г – новый путь развития литературы – Серебряный век. Основа Серебряного века – античная литература. В основе литературы – внутренняя духовная жизнь отдельного человека.
Символисты ( ) Брюсов, Мережковский, Бальмонт и др. Брюсов, Мережковский, Бальмонт и др. Своеобразие: Символ передает не объективную суть жизни явления, а индивидуальное представление поэта о мире. Своеобразие: Символ передает не объективную суть жизни явления, а индивидуальное представление поэта о мире.
Символ Символ Символ – индивидуальный, личностный; наполнен личностным смыслом Символ – индивидуальный, личностный; наполнен личностным смыслом Символ строится от абстрактного к конкретному Символ строится от абстрактного к конкретному Образы символистов нематериальны Образы символистов нематериальны Образ строится на зрительном восприятии Образ строится на зрительном восприятии
Отличие символистов от реалистов Реалисты- наблюдатели, а символисты – всегда мыслители; Реалисты- наблюдатели, а символисты – всегда мыслители; Реалисты видят конкретную реальную действительность, а символисты – свою мечту и смотрят на жизнь через окно. Реалисты видят конкретную реальную действительность, а символисты – свою мечту и смотрят на жизнь через окно.
Акмеисты(1912) А. Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Сергей Городецкий, Николай Гумилев А. Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Сергей Городецкий, Николай Гумилев Своеобразие: Их символ понятный, простой. Акмеисты обращаются с предметом, а не с таинственным миром Своеобразие: Их символ понятный, простой. Акмеисты обращаются с предметом, а не с таинственным миром
Особенности акмеизма: Особая система стихосложения (Разбивают основы метра пропуском слогов, используют свободную перестановку ударения) Особая система стихосложения (Разбивают основы метра пропуском слогов, используют свободную перестановку ударения) Неординарное содержание стихотворений («всегда идти по линии наибольшего сопротивления...» Неординарное содержание стихотворений («всегда идти по линии наибольшего сопротивления...» Соединение внутреннего мира человека, тела и родства, мудрой физиологии о жизни, смерти,бессмертии, искусстве. Соединение внутреннего мира человека, тела и родства, мудрой физиологии о жизни, смерти,бессмертии, искусстве.
Футуризм (1909) Основоположник: Филиппе Моринетти Основоположник: Филиппе Моринетти Лозунг - «слово на свободе» Лозунг - «слово на свободе» Особенности: Слово не подчиняется законам языка. Не нужно управлять поэтическим словом с помощью разума, а дать самому слову управлять стихом. Особенности: Слово не подчиняется законам языка. Не нужно управлять поэтическим словом с помощью разума, а дать самому слову управлять стихом. Представители: Хлебников, ранний Маяковский, Давид Буклю, И. Аксенов. Представители: Хлебников, ранний Маяковский, Давид Буклю, И. Аксенов.
Темы: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности Особая роль приставкам и суффиксам Особая роль приставкам и суффиксам Отрицание правописания Отрицание правописания Уничтожены знаки препинания. Уничтожены знаки препинания. Гласные – время и пространство, которые стремятся вперед Гласные – время и пространство, которые стремятся вперед Согласные – краска, звук, запах. Согласные – краска, звук, запах.
Литература Учебник по литературе 11 класс Учебник по литературе 11 класс Интернет Интернет «Русские поэты второй половины XIX века» ( ООО «Фирма «Издательство АСТ») «Русские поэты второй половины XIX века» ( ООО «Фирма «Издательство АСТ») А. Ахматова (стихотворения, поэмы, драматургия, эссе) А. Ахматова (стихотворения, поэмы, драматургия, эссе) Статья: «Наследие символизма и акмеизма» (Н.С. Гумилёв) Статья: «Наследие символизма и акмеизма» (Н.С. Гумилёв)
Гимназия 89 Автор: Коробейникова Юлия Автор: Коробейникова Юлия Преподаватель: Бражникова Т.С. Преподаватель: Бражникова Т.С. Тема: Серебряный век русской литературы. Тема: Серебряный век русской литературы. Г Тольятти, 2003 г. Г Тольятти, 2003 г.