Проект «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Апробация государственных стандартов и учебный процесс МОУ лицей 6 г. Ессентуки, 24 октября 2008 г.
СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное … Особенности новых стандартов: стандарты как общественный договор
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты к структуре основных образовательных программ к результатам освоения основных образовательных программ к условиям реализации основных образовательных программ Особенности новых стандартов: стандарты как система Требований
Результаты образования Личностные Мета предметные Предметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная парадигма
самоценность каждого возраста субъект-субъектные отношения взаимное признание прав и ответственности уважение и доброжелательность вариативность системно-деятельностный подход Идеология стандарта: общая критериальная основа апробации Чему учить? и КАК УЧИТЬ?
образовательные запросы, интересы, потребности СТАНДАРТ: Требования к результатам структуре образовательных программ условиям образовательная деятельность ОУ: учебные занятия вторая половина дня воспитание Стандарт и образовательный процесс: основные сферы апробации
деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция
Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать ? Учитель 3232
Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Учитель
Образовательное учреждение: создает необходимые условия для проведения эксперимента, направляют на курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента; организует образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента; устанавливает штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы; представляет ежегодный отчет в местную (муниципальную) структуру по проведению эксперимента.
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ Начальное общее образование- вариант 1 Учебные предметы Количество часов в неделю (6-дневная) Всего I классII классIII классIV класс Русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика. окружающий мир, музыка, художественный труд, физическая культура Региональный компонент Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * 10 40
Внеучебная работа Направление образовательно- воспитательной деятельности 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Образовательное Патриотическое Общественно-полезное Проектная деятельность Итого 10 40
Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка ИЗО Технология Физическая культура Итого Учебный план
Внеучебная деятельность Спортивно-оздоровительное -3 ч Художественно-эстетическое -2 ч Научно-познавательное -2 ч Военно-патриотическое -2 ч Общественно-полезная деятельность -2 ч Проектная деятельность – 1 ч
Экспериментальная работа Режим работы: Учебные занятия – с 8.30 до Прогулка– с до Обед – с до Внеурочные занятия с до 15.00
Экспериментальная работа «Перспективная начальная школа» Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития)
Этапы апробации стандартов второго поколения: учебный год – подготовительный этап. с 1 сентября 2008 года – в начальных классах с 1 сентября 2008 года – в начальных классах с 1 сентября 2009 года – в среднем звене с 1 сентября 2009 года – в среднем звене с 1 сентября 2010 года – в старших классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2010 года – в старших классах общеобразовательных учреждений
Риски «Полный день» - может стать не вполне востребованным социальным заказом в родительской среде. Возможность (необходимость) возникновения новых видов (смены «старых») внеурочных занятий. Непропорциональный выбор видов внеурочных занятий учащимися. Трудность составления расписания внеурочных занятий с учетом загруженности учебного заведения. Профессиональная и психологическая неудовлетворенность педагога Трудности администрации в подборе кадров при заявленном штатном расписании