Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра журналистики, социальной рекламы и связей с общественностью
Теория деятельности система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. С.Л. Рубинштейн (1889–1960), сформулировал принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьев(1903–1979) разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. *(две трактовки деятельностного подхода в психологии)
В теории деятельности С.Л. Рубинштейна в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Сама психика является формой предметной деятельности Теории Рубинштейна и Леонтьева
Высшие психические функции сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть натуральными, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и культурными. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.
Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными психологическими орудиями к которым относится, прежде всего, речь. Знак основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя, форме
основной теоретический конструкт культурно–исторической теории Л.С. Выготского, как способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Л.С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Знаковое опосредствование
Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями Произвольные и непроизвольные движения
В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации. Среди компонентов деятельности выделяют:
Ведущая деятельность деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: непосредственное общение младенца с взрослыми; предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально–учебная деятельность юности.
форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. Наиболее самостоятельной ранней деятельностью является предметная деятельность. Детская деятельность
Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д.Б. Эльконина (1904–1984) и В.В. Давыдова (1930–1998).
Концепция социально– генетической психологии создана в рамках культурно–исторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Здесь психическое развитие ребенка объясняется здесь через совместную деятельность.