Человек в процессе социализации Выполнила : Кичайкина В. А., ППОпп –21 ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
В науку о человеке термин « социализация » пришел из политэкономии, где первоначально означал « обобществление ». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге « Теория социализации » впервые употребил его в значении применительно к человеку – « развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни ». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и все они достаточно условны. I этап – младенчество ( от рождения до 1 года ). II этап – раннее детство (1-3 года ). III этап – дошкольное детство (3-6 лет ). IV этап – младший школьный возраст (6-10 лет ). V этап – младший подростковый возраста (10-12 лет ). VI этап – старший подростковый возраст (12-14 лет ). VII этап – ранний юношеский возраст (14-18 лет ). VIII этап – юношеский возраст (18-23 год ). IX этап – молодость (23-30 лет ). X этап – ранняя зрелость (30-40 лет ). XI этап – поздняя зрелость (40-55 лет ). XII этап – пожилой возраста (55-65 лет ). XIII этап – старость (65-80 лет ). XIV этап – долгожительство ( свыше 80 лет ). Этапы социализации:
Агенты социализации: Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Различают первичные и вторичные агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней: люди, принимающие на себя функции первичных агентов; сверстники; общественные агенты (представители администрации школы, университета, предприятия, армии); вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).
Факторы социализации Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) космос, планета, мир Макрофакторы (макро – большой) страна, этнос, общество, государство Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных СМК (радио, телевидение); по принадлежности к тем или иным субкультурам Микрофакторы семья, домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, религиозные и частные организации, миро социум Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены. Изученные факторы условно можно объединить в четыре группы:
Социально-педагогические механизмы социализации: Социально-психологические механизмы социализации: - импринтинг (запечатление); - экзистенциальный нажим; - подражание; - идентификация (отождествление); - рефлексия. - традиционный; - институциональный; - стилизованный; - межличностный. Механизмы социализации
Процесс социализации можно условно разделить на четыре составляющие: 1 – стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально- экономическими и социокультурными реалиями; 2 – относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.). 3 – относительно социально контролируемая социализация (воспитания) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития и воспитания человека; 4 – более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения) в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни и вопреки им.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы человек: - успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), - создал прочную семью (семейная социализация), - смог участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), - был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи и общества, а также развить удовлетворительные связи с другими людьми.
Человек не только объект и субъект социализации, но он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвами социализации. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Конформист – полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему. Диссидент – человек, не адаптированный в обществе, но достаточно активно обособленный. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно. К ним относятся: нездоровье родителей, пьянство, питание, гипо- и гиперопека, негативное отношение, девиантное поведение родителей и т.д. Произойдет ли столкновение человека с этими опасностями зависит от его индивидуальных особенностей. Виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные – инвалиды, люди с психико-соматическими дефектами и отклонениями; потенциальные – люди с пограничными психическими состояниями; мигранты из страны в страну, из региона и т.д.; дети, родившиеся в семьях с низким моральным, экономическим и культурным уровнями; представителей инонациональных групп в местах комплексного проживания другого этноса; латентные – высокоодаренные люди, условия социализации которых недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.
Человек выступает во всех трех ролях - объекта, субъекта и жертвы социализации. Воспитание, играет в этом специфическую роль, так как, будучи относительно целенаправленным и планомерным процессом, может в большей или меньшей степени влиять на характер, содержание и результаты социализации. Позитивная эффективность и мера этого влияния во многом зависят от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания.