Урок русского языка в 9 классе Сложносочинённые предложения. Повторение и обобщение знаний.
Предложение Сложное Простое Дополните схему
Предложение Сложное Простое Союзное Бессоюзное Сложносочинённое Сложноподчинённое
Лингвистическая разминка Что такое паронимы ?
Словарь паронимов Адресат адресант. Адресат лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление ( получатель ); адресант лицо или организация, посылающие почтовое отправление ( отправитель ). Анекдотический анекдотичный. Анекдотический присущий анекдоту, основанный на анекдоте ( анекдотический рассказ ); анекдотичный смехотворный, нелепый ( анекдотичный случай ). Архаический архаичный. Архаический свойственный старине ( архаический взгляд ), архаичный вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам ( архаичное употребление ). Будний будничный. Будний не праздничный ( будний день ); будничный прозаичный, однообразный ( будничная работа ). Воспитательный воспитательский. Воспитательный относящийся к воспитанию ( воспитательная система ); воспитательский относящийся к воспитателю ( воспитательская комната ). Всякий всяческий. Всякий каждый ( всякая минута ); всяческий самый разнообразный ( всяческие поиски ).
Фронтальный опрос 1) Какие предложения называются сложными и чем они отличаются от простых ? 2) Что такое сложносочиненное предложение ? 3) Приведите примеры сочинительных союзов. На какие группы они делятся ? 4) Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении и когда ? 5) Когда в сложносочиненном предложении перед союзом и не ставится запятая ?
Тренировочное задание. Работа в парах. Они уселись на террасе и многие рыбаки подсмеивались над стариком но он был на них не в обиде. То ли белая курица ей не попадалась то ли слова Соньки запали ей в душу. Задание : расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, выделить сочинительные союзы между частями сложного предложения, построить схемы предложений.
Сложносочиненное предложение. 1. Укажите сочинительные союзы : а ) однако, же, да б ) когда, то есть, словно в ) зачем, как, чтобы г ) так как, тоже, будто Тест
Сложносочиненное предложение. 2. Укажите разделительные союзы : а ) зато, однако, же б ) тоже, также, ни – ни в ) или, либо, то ли – то ли г ) и, но, не то – не то Тест
Сложносочиненное предложение. 3. Укажите сложносочиненное предложение : а ) Во сне мне грезилось, будто я попал в капкан. б ) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными. в ) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. г ) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.Тест
Сложносочиненное предложение. 4. Укажите ССП с противительным союзом : а ) Не то маячили горы, не то это только казалось. б ) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери. в ) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели. г ) Нет дождя, и все сохнет. Тест
Сложносочиненное предложение. 5. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится : а ) За окном брезжил рассвет и кричали петухи. б ) Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах. в ) Что - то тяжко застонало и стон перенесся через поле. г ) За спиной у нас лежат дороги и дорогам этим нет конца. Тест
Сложносочиненное предложение. 6. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится : а ) Ему стало жарко и он распахнул полушубок. б ) Головы повернулись и носы вытянулись навстречу вошедшему. в ) Пол был усыпан трухой и на нем виднелись следы ног. г ) Душа есть и она бессмертна. Тест
Сложносочиненное предложение. 7. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится : а ) Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу. б ) Здесь птицы не поют деревья не растут. в ) И мне он понравился и мать очаровал. г ) В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. Тест
Сложносочиненное предложение. 8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении : Белый дым волнующими клубами плывет перед окнами плавно падает стелется по снегу около дороги а по вагону ходят широкие тени. а ) 1 б ) 2 в ) 3 г ) 4 Тест
Занимательная лингвистика Найдите « четвёртое лишнее »: 1. Дом невелик, да скучать не велит. 2. Хлеб да каша – пища наша. 3. Маленький, да удаленький. 4. Хороша Маша, да не наша.
Занимательная лингвистика Найдите « четвёртое лишнее »: 1. Дом невелик, да скучать не велит. 2. Хлеб да каша – пища наша. 3. Маленький, да удаленький. 4. Хороша Маша, да не наша.