Модели взаимодействия образовательных организаций в рамках ресурсного обеспечения инклюзивного процесса
Сетевое взаимодействие Сеть образовательных организаций - полифункциональная система, способная предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия организаций. Сетевое взаимодействие - использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность учащимися осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.
Модели ресурсного обеспечения Паритетная кооперация образовательных организаций (распределение образовательных ресурсов, «временные связи») Аутсорсинг ( передача функций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, реализации адаптированных программ и программ дополнительного образования, методическому сопровождению педагогов образовательной организации ) «Кустовая сеть» (группировка сети образовательных организаций вокруг одной мощной образовательной организации, на базе которой возможна реализация научно-методического сопровождения всех участников инклюзивного образования – руководителей ОО, педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения)
Сетевое взаимодействие ОО для реализации качественного образования для детей с ОВЗ При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия Организационные задачи Методические задачи Финансово-экономические задачи
Типы ресурсов Материально – технические ресурсы - адаптированная под особые образовательные потребности детей с ОВЗ среда – учебно-производственное оборудование, используемое в образовательных целях – учебные и специальные информационные источники на различных носителях. Кадровые ресурсы -психологи, -нейропсихологи, -дефектологи, -логопеды, -специалисты ЛФК Методические ресурсы - адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ соответствующей категории; - программы коррекционно-развивающих занятий; -технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, инклюзивные технологии; - методические и дидактические материалы; -учебная литература, адаптированная для детей с ОВЗ. –учебные программы, учебные модули, –методические рекомендации, –диагностический инструментарий для оценки уровня освоения материала и т.д. Информационные ресурсы Базы данных о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в определенной области производства товаров или услуг
Типы моделей сетевого взаимодействия Концентрированная (Централизованная) Распределенная МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ассоциация - партнерское взаимодействие равноправных организаций Сетевое взаимодействие вокруг Ресурсного центра Аутсорсинг
Внутреннее и внешнее сетевое взаимодействие У руководства ОО при поступлении ребенка с ОВЗ возникает потребность в дополнительных ресурсах, которые можно найти или за счет перераспределения внутренних ресурсов или создать эти ресурсы в организации и стать конкурентноспособными на рынке образовательных услуг или воспользоваться имеющимися на территории ресурсами других организаций.
Механизмы взаимодействия при объединении ОО В процессе объединения образовательных организаций в единый комплекс были выделены следующие механизмы взаимодействия: -механизм функционального перераспределения ресурсов -механизм ассимиляции -механизме стратегического партнерства
Концентрированная модель внутренняя и внешняя Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов.
Модель специализации внутренняя и внешняя В образовательном комплексе специальные условия образования создаются в одном структурном подразделении, куда и определяются дети с ОВЗ по решению ПМПк
Распределенная модель Данная сетевая модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным, когда сеть состоит из ОО, ресурсы которых дополняют друг друга. В сумме они составляют объем образовательных ресурсов, различающийся как по содержанию, так и по форме обучения
Распределенная модель внутренняя сеть образовательного комплекса Обучение по основной образовательной программе и программы дополнительного образования ребенок получает в школе, коррекционно-развивающие занятия ребенок посещает в СКОУ или в ДОУ с группами комбинированного или компенсирующего вида.
Распределенная модель ассоциация ОО Образование ребенка с ОВЗ может решаться усилиями различных организаций: обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации с привлечением специалистов ПМПК ребенок получает в школе, а необходимые программы дополнительного образования, ребенок получает в учреждении ДПО, коррекционно- развивающие занятия ребенок посещает в ППМС-центре.
Аутсо́рсинг В аутсорсинге осуществляется передача организацией на основании договора определённых производственных функций на обслуживание другой организации
ЗАДАЧИ АУТСОРСИНГА Организация психолого-педагогических обследований детей с ОВЗ (первичных, промежуточных); выявление детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях; разработка и психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуальных учебных планов и адаптированной образовательной программы; проведение совместных заседаний психолого-педагогического консилиума со специалистами ППМС-центра (по особо сложным случаям); проведение мероприятий, тренингов по созданию инклюзивной культуры в организации; разрешение конфликтных ситуаций с родителями; оказание консультативной помощи педагогам; консультирование родителей и подростков с ОВЗ по проблеме организации профориентации и профконсультирования на базе ОО; проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе образовательной организации (индивидуальных и групповых). Эти услуги могут оказывать специалисты ППМС-центров, СКОУ, вузов. Персонал центров работает на базе образовательной организации на основе договора.
Механизмы сетевого взаимодействия Согласованные и нормативно закрепленные способы участия ОО в формировании ресурсов сети (договор простого товарищества или договор о совместной деятельности регламентируются ст ГК РФ). Согласованные и нормативно закрепленные способы участия ОО совместном использовании ресурсов сети на базе центра (договор простого товарищества или договор о совместной деятельности регламентируются ст ГК РФ). Внутренние регламенты деятельности ОО, приведенные в соответствие с сетевыми принципами организации деятельности (Устав, положения). Организационно- управленческое обеспечение использования ресурсов, сконцентрированных в единицах сети(организационная структура, внутренние регулирующие документы )
Регламентирующие документы сетевого взаимодействия ( локальные акты ) Регламенты сетевого взаимодействия -Договор и приказ о сетевом взаимодействии. -Положение о сетевом взаимодействии. - Положение о предоставлении образовательных услуг для ОО. Организация реализации сетевых программ: - Договоры о сотрудничестве. - Договоры о совместной образовательной деятельности с другими ОО. - Соглашение о учебной практике студентов, о учебно-методическом сотрудничестве.
Механизмы управления сетевым взаимодействием Управляющая команда ПМПк Координатор по инклюзии