Урок открытия нового знания (ОНЗ).
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаются тематические рамки («могу»). 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин) 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение; 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (3–4 мин) На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); согласовывают тему урока; выбирают способ (дополнение или уточнение); строят план достижения цели; определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
5. Реализация построенного проекта (4–5 мин) 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин) 1 ) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2–4 мин) 1 ) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание