Роль школы в социализации учащихся
Социально защищенные ; Нравственно стойкие ; Социально закаленные, против всякого рода соблазнов ; Имеют знания на уровне современной науки и техники ; Здоровые физически и психически ; И главное, имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т. д.
Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей ; Социальное сиротство и бродяжничество ; Ничтожное предложение бесплатного досуга ; Проблема трудоустройства подростков ; Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности …
ШКОЛА - главный социальный институт для ребенка !
Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование. Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий. Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения. Оптимизация его социального поведения. Использование разнообразных интерактивных методик : игровых, проблемных, коммуникативных
В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Планируемые результаты социализации школьников ( личностное участие детей в разных видах деятельности ) выделяют несколько уровней : 1. Персональный 2. Школьный, 3. Уровень местного социума ( муниципальный уровень ), 4. Региональный ( общероссийский, глобальный ) уровень.
Персональный уровень ( развитость способности ): - сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек - поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения; - критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; - занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; - быть толерантным и эмпатически настроенным к носителям иных культурных традиций; - относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века; - публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации
Школьный личное участие в видах деятельности ): - развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления ; - поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства ; - участие в подготовке и поддержании школьного сайта, школьной газеты ; - участие в общешкольной поисковой, природа защитной, волонтерской и т. д. деятельности ; - участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы ( спорт, олимпиады, конкурсы и т. д.); - сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы ( например, участие в школьном театре, в подготовке публичных презентаций для товарищей и т. д.).
Уровень местного социума ( муниципальный уровень ), личное участие в видах деятельности : - участие в изучении и сохранении культурно - исторического наследия и достояния ; - участие в выставках изобразительного и фотоискусства, в конкурсах юных журналистов и т. д.; - участие в исследовательских проектах, посвященных изучению на местном материале таких феноменов, как « органы власти и управления », « общественные организации и творческие союзы », « учреждения культуры, здравоохранения, внутренних дел и т. д., проблематика трудоустройства и социального здоровья, уровня и качества жизни местного населения, этнокультурные сообщества, экологическая проблематика.
Региональный, общероссийский уровень ( личное участие в видах деятельности ): - разновозрастные диспуты ( в том числе в Интернет - пространстве ), по актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самими участниками ( молодёжные движения, глобальные проблемы человечества, патриотизм и национализм, молодежь и рынок труда и др. - участие в исследовательских проектах, связанных с проблематикой поликультурных сообществ ( крайне актуально для России ), взаимовлияния культурных традиций, ценности памятников исторического и культурного наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций ; материального, культурного и духовного наследия народов России.
Личностные качества младшего школьника : - готовность и способность к саморазвитию, - мотивированность к учению и познанию, - сформированные исходные ценностно - смысловые установки, отражающие их индивидуально - личностные позиции, - начальные социальные компетентности, основы российской гражданской идентичности.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание социальной ответственности и компетентности. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание.
Цели социализации : обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально - педагогической и социально - культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности ; обретение воспитанниками способности операционально владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение ( интериоризация ) ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.
Задачи социализации : ( развитие у учащихся способности ) -согласовывать самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной социальной среде ; - уметь создавать социально - приемлемые условия для такой реализации.
Работа в группах : Выяснить и предложить мероприятия, которые может реализовать школа по социализации школьника по направлениям на разных этапах его жизни. 1. Классы, где ФГОС (1 – 2 кл.) 2. Младшие школьники (3 – 4 кл.) 3. Младшие подростки (5 – 6 кл.) 4. Тинейджеры (7 – 8 кл.) 5. Старшие школьники (9 – 11 кл.)