Новые подходы к организации образовательного процесса в школе первой ступени
1. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели начальной школы
Приоритетные учебно – методические комплекты 1. «Перспективная начальная школа» 2. «Гармония» 3. «Школа 21 века» 4. «Школа 2000», «Школа 2100» 5. Занковская система (развивающая программа)
Основной элемент образовательного процесса - урок Важным отличием личностно-ориентированного урока является организация учебного материала.
Содержание и структура дидактического материала Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Материал однотипный Материал разного типа, вида и формы Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные, неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников) Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых» Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора
Ключевые моменты организации традиционного урока: Субъектный опыт ученика не учитывается учителем при планировании и проведении урока; Урок по форме и содержанию отражает видение учителем того, как лучше его построить и оснастить; Урок - последовательность этапов, которых учитель жестко придерживается, не выходит за рамки намеченного плана; Время, отведенное на уроке на определенные виды работ, жестко регламентировано; Внимание учителя приковано к контролю за реализацией в полном объеме продуманного им урока; Среди методов обучения ведущий принадлежит объяснительно – иллюстративному методу, применяя который учитель стремится к выработке правильных познавательных действий, опираясь на наличные возможности детей.
Сократ Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Древняя китайская пословица Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Понятие учебной деятельности становится ключевым понятием современной дидактики Л.С. Выготский Деятельностные умения и способности формируются и проявляются только в деятельности.
Ключевые моменты организации личностно-ориентированного урока: Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе; Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков; Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока;
На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника); Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей; Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа; Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.
Чему учили и чему научили на этих уроках?
2. Внеурочная деятельность по направлениям: а) Спортивно-оздоровительное б) Художественно-эстетическое в) Научно-познавательное г) Военно-патриотическое д) Общественно-полезное е) Проектная деятельность