МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа. Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую и османскую.
Уже первые мечети имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша - михраб, которая указывала киблу направление на Мекку.
Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень. В Иране, Ираке, Марокко, Андалусии мечети строили из кирпича, в других местах из тесаного камня.
Важным элементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии это башня Хиральда, в Марокко минарет Кутубии, в Индии делийский Кутб-Минар, в Афганистане минарет Джама, а в Средней Азии бухарский минарет Калян.
С развитием фикха (комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман) в ряде мечетей стали сооружать до 4-х минаретов (по числу мазхабов юридических школ, принятых в исламе).
Арки различных видов подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители - излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон.
Для оформления мечетей характерны также массивные резные двери, иногда украшенные металлическими заклепками в виде много конечных звезд или «одетые» в чеканный покров из меди, рисунок которого представляет собой пересекающиеся геометрические фигуры.
Для архитектуры исламских стран характерна изысканная резьба по стуку - разновидности алебастра. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором.
Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку.
Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. Он компенсировал исламский запрет на изображение живого существа и являлся важным средством выражения художественного содержания. Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок.
Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и много конечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции арабеска.
Второй тип орнамента эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах.
Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание).