Самоанализ урока Методические рекомендации
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок образовательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Общие закономерности учебного процесса Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей обучающихся по их применению. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.
Частные закономерности учебного процесса Дидактические включают содержательно- процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.); гносеологические определяют аспект познания обучающимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя; психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности обучающихся в процессе обучения; кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации; социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и обучающихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.); организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).
Типы и виды анализа урока Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества: Без самоанализа невозможно: построить целостную систему обучения; повысить мастерство, развить творческие способности; обобщить передовой педагогический опыт; сократить затраты времени на техническую работу; обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Типы анализа урока 1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации образовательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; 2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; 3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. 4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Виды анализа урока Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока Результативность Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого- педагогических достижений.
Результативность Оценивать эффективность урока, значит, следует исходить из его результатов: 1. Понят ли детьми теоретический материал 2. Научились ли они применять правила. 3. Сформировались ли у них навыки по теме 4. Проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа Выбор методических приемов - дело учителя. Он зависит от специфики учебного материала, от подготовленности обучающихся, от их умения работать самостоятельно. Выбор приемов зависит от знаний, опыта учителя.
Самоанализ Одним из главных профессиональных умений учителя является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или об авторитарном стиле внутришкольного управления
Памятка для самоанализа занятия А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков? 1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? 1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)? 1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы? 1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение? 1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)? 2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)? 3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения? 6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему? Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели? В. Удалось ли: решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Самоанализ урока Первый этап Первые впечатления Общая оценка урока Настроение Доволен ли собой Все ли задуманное выполнено, или многое не успели Доволен ли ребятами, или они не понравились своим отношением к учению Дисциплина на уроке Второй этап Характеристика класса Место разбираемого урока в системе уроков по теме Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли поставленные цели Формировался ли познавательный интерес обучающихся Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков обучающихся Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочих мест учителя и учеников, рациональность приемов деятельности обучающихся и др.) Как работали обучающиеся на уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.) Удалось ли установить контакт с обучающимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных обучающихся Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке