Методический кабинет Управления образования администрации Ильинского муниципального района Технология библиотечного обслуживания в школьной библиотеке
Структура обслуживания Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по обеспечению доступа читателей к документам и другой библиотечной информации с целью удовлетворения и развития их информационных и духовных потребностей. Структура обслуживания в школьной библиотеке – это совокупность функциональных подразделений и пунктов обслуживания, обеспечивающая предоставление читателям обязательных для данного типа и сверхнормативных услуг.
Функциональные подразделения библиотеки Абонемент Читальный зал Компьютерный класс Видеотека Рекреационные зоны Зоны копирования документов Справочно-библиографические пункты Межбиблиотечный абонемент Внестационарные пункты обслуживания
Журнал «ШБ» 2010 год 3-4, с «Школа, где я работаю, «больна» чтением давно. Очень хочется, чтобы вирус любви к чтению, хорошей книге, уважения профессии «библиотекарь» распространился повсеместно. Уверяю вас, заболевание пойдёт всем только на пользу, это тот случай, когда болезнь излечивает.» С.Н.Гайфутдинова
Абонемент: открытый доступ Преимущества: создание условий для широкого использования фонда библиотек; раскрытие фонда через тематические комплексные и внутри полочные выставки; увеличение числа профессиональных контактов библиотекаря и читателей при проведении мини-экскурсий по фонду и в ходе консультирования; побуждение читателей к разностороннему чтению путём предоставления ему возможности знакомства с универсальным характером книжного собрания. Трудности: слабая ориентировка в системе расстановки книг; сложность осуществления самостоятельного выбора подходящего издания; наличие психологических барьеров, затрудняющих выбор, например, уверенность в том, что лучшие книги находятся в запасниках библиотеки, и т.п.
Индивидуальное обслуживание читателей Индивидуальное обслуживание читателей - это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними. Формы: беседа при записи в библиотеку; беседа о рекомендуемой литературе; беседы о прочитанных книгах; индивидуальное плановое чтение; индивидуальное информирование; консультации.
Групповое и массовое обслуживание читателей Групповое обслуживание читателей рассматривается как совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурно- информационных потребностей малых групп читателей, объединённых общими интересами. Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно – информационных потребностей, характерных для большинства читателей. Формы и методы: книжная выставка; библиотечный плакат; альбом; иллюстрированная картотека; обсуждение книг; вечер вопросов и ответов; презентация (премьера) книги; вечер – диалог; читательская конференция; диспут; устный журнал; библиографический обзор; комментированное чтение; тематические библиотечные вечера.
Документы Формуляр читателя Вкладыш в формуляр читателей Дневник работы библиотеки Тетрадь учёта книг и других документов, принятых взамен утерянных
Библиотечные услуги Виды услуг: услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование: а) в пределах библиотеки, в читальных залах; б) на абонементе для чтения дома; справочно-аналитические услуги: выдача тематических, фактографических, аналитических, уточняющих адресных и других справок; копировальные услуги – выдача копий документов; услуги текущего информирования: индивидуальное и групповое избирательное распространение информации, устные библиографические обзоры, книжные выставки новых поступлений и др.; услуги, связанные с раскрытием состава фонда библиотеки (предоставление информации об актуальных документах, проблемах), различные виды рекомендации книг (индивидуальные, групповые, фронтальные); учебно-консультационные услуги, помогающие ориентироваться в библиотеке, услуги, направленные на развитие информационной культуры.
Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века… Чтение газет и журналов хорошо, но я говорю о книгах, о нескольких книгах, без которых не есть полный человек. А. Герцен
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский Книжный Союз «Национальная программа поддержки и развития чтения» Реализация программы: 1 этап – 2007–2010 гг. 2 этап – 2011–2015 гг. 3 этап – 2016–2020 гг.
Министерство культуры РФ Министерство образования и науки РФ Российская государственная детская библиотека Русская школьная библиотечная ассоциация Концепция библиотечного обслуживания детей в России
ИП Зеленецкий А.Б. РУССКАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ Региональное представительство на территории Пермского края
Программа конференции «Библиотека образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС: проблемы и перспективы»
Список использованных ресурсов: Гайфутдинова С.Н. Моя профессия – школьный библиотекарь. // Школьная библиотека , с Технология библиотечного обслуживания в школьной библиотеке: Глава 3.- с //Справочник школьного библиотекаря.- М: Школьная библиотека, с. Сайт: «Национальная программа поддержки и развития чтения».- М:Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский Книжный Союз, с. Концепция библиотечного обслуживания детей в России.- М: Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Российская государственная детская библиотека, Русская школьная библиотечная ассоциация, Сайт РМО педагогов Ильинского района:rmo-ilin.ucoz.ru av7268be (для пользователей) Пильдес М.Б. и др. Метапредметный полипроект «Чтение с увлечением»// Практика административной работы в школе с Артамошина Е.Н. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению.// ШБ с.21-26
Спасибо за внимание!