Научная фантастика Ответственность ученых перед человечеством (по книге А.Беляева «Голова профессора Доуэля») Учитель литературы: Тарасенко С.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-исследовательский проект. Найти ответ на проблемные вопросы у писателя-пророка А. Беляева. Исследование образов ученых в романах А. Беляева «Голова.
Advertisements

Александр Беляев Голова профессора Доуэля Работу выполнил: ученик 9 –В класса МОБУ «СОШ 6» г. Всеволожска Ленинградской области Шнейдеров Леонид Учитель:
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Как литература помогает нам лучше понимать нас самих? Каково послание Ромео и Джульеты к подросткам наших дней? к подросткам наших дней?
Технология составления опорного конспекта урока на основе деятельностного метода Подготовила Аленина С. Г., учитель начальных классов МОУ УГ 3.
Урок – мастерская творческого поиска А. Костюнин « Рукавичка» Выполнили: Арсланова Т.М. Стрельцова В.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Василий Макарович Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках»
ГБОУ СОШ 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ п.г.т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 п.г.т. Усть-Кинельский.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Привитие интереса к чтению у школьников. Выполнила Андреева Л.В.
Транксрипт:

Научная фантастика Ответственность ученых перед человечеством (по книге А.Беляева «Голова профессора Доуэля») Учитель литературы: Тарасенко С.И.

Цель и задачи урока Цель: на основе параллелей между жизнью и творчеством писателя А. Беляева, реальной жизнью и научными открытиями, подвести учащихся к пониманию, какой вред может принести наука, если окажется в руках безответственных ученых. Задачи: 1. учить учащихся извлекать информацию из произведений научной фантастики как литературы, отражающей явления реальной жизни и предупреждающей человека о грозных событиях в будущем; 2. формировать собственное мнение, позицию, аргументировать их; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; создавать тексты различного типа; 3. Учить слышать голос автора в фантастическом произведении, различать позицию автора по отношению к открытиям в области науки.

1. Мотивация к учебной деятельности Какая связь между этими понятиями? Может ли наука принести пользу? Разве может наука принести вред? Где мы можем прочитать о предстоящем научном открытии? Кто отвечает за научное открытие? Сформулируйте тему урока. Определите цель. ПОЛЬЗА ВРЕД НАУКА

Актуализация знаний ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ литература ФАНТАСТИЧЕСКАЯ литература ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ Задача: показать поведение человека в экстремальной ситуации Что значит – экстремальной? ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ Задача: показать поведение человека в смоделированной ситуации Что значит – смоделированной?

Об Александре Беляеве Родился в 1884 году в Смоленске, в семье священника. Мечтал о полётах в небе, грезил ими во сне и наяву. Бросался с крыши на раскрытом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами. Позднее мастерил планер, летал на аэроплане. Рано потянулся к чтению. Приохотившись к книгам, почти сразу же открыл для себя фантастику. Любимый писатель – Жюль Верн. «Мы с братом даже решили отправиться путешествовать к центру Земли, сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, запаслись маленьким масляным фонарём и углубились в таинственные недра…»

Об А.Беляеве Учился Саша охотно, ум мальчика в эту пору был занят театром, музыкой, литературой, техникой. Вскоре увлёкся фотографией. Сначала пошел по стопам отца, учился в духовной семинарии, но священником не стал. Манил театр. Много сыграл ролей. Поступил в юридический лицей, после работал адвокатом в г. Смоленске и публиковал свои статьи о театре, литературе. В 1916 году сильно заболел. Сказался ушиб, полученный в детстве. Врач неосторожно задел иглой позвонок, когда брал пункцию. Итог страшный: 6 лет неподвижно лежал в постели. Все эти годы много читал, думал. Задание. Проведите параллель между эти фактом из жизни А.Беляева и его книгой «Голова профессора Доуэля»

Связь между жизнью писателя и его книгой Три года А.Беляев лежал в гипсе, скованный по рукам и ногам. Из этих лет и вынес он, наверное, весь трагизм профессора Доуэля, лишённого тела, лишённого всего, кроме мимики, движения глаз, речи... Отсюда, вероятно, и те ощущения, те страдания.

Книга А.Беляева «Голова профессора Доуэля» СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КНИГИ

Выявление места и причины затруднения Определите тему произведения (о чем в нем рассказывается?

Выявление места и причины затруднения Определите тему произведения (о чем в нем рассказывается? Тема: трагическая судьба талантливого профессора, ставшего жертвой биологического эксперимента

Выявление места и причины затруднения Работа со словами (объясните значение) профессор жертва эксперимент биологический

Жертва биологического эксперимента

ЖЕРТВА Человек, пострадавший или погибший во имя чего- либо из-за преданности чему-нибудь

Выявление места и причины затруднения Какое событие является завязкой произведения? (с какого важного события начинается?) Завязка Мари Лоран, молодой врач, поступает на работу к профессору Керн. В лаборатории она видит отделенную от туловища голову. Мари Лоран и голова профессора Доуэля

Выявление места и причины затруднения Какой главный вопрос поднимает автор? Кто ответственен за научное открытие перед человечеством? Проблема ответственности ученых перед человечеством Что такое ответственность?

Выявление места и причины затруднения Что такое ответственность? ОБЯЗАННОСТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ Кто из героев книги обладает этим качеством, а у кого оно отсутствует?

Работа по содержанию О чем можно подумать, читая книгу А.Беляева? отношение к науке профессора Керна; отношение к науке профессора Доуэля; отношение к науке молодого врача Мари Лоран, ассистента профессора Керна; настоящие и не настоящие ученые; роман-фантастика и реальность роман-предостережение

Включение в систему знаний Главный вопрос, который поднят в романе А.Беляева и на который до сих пор ученые не могут найти ответ? ВОЗМОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ К ЖИЗНИ УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ХОТЯ БЫ ОЖИВИТЬ?

Самостоятельная работа с самопроверкой Почему книга А.Беляева «Голова профессора Доуэля» это роман – предупреждение? 1. Будьте осторожны с наукой. 2. Наука может служить злу. 3. Ученые несут ответственность за свои научные открытия. 4. Ученые в ответе за будущее.

Домашнее задание По выбору: 1. Напишите размышление «Каким должен быть настоящий ученый»? 2. Чем необычна фантастика А.Беляева ? С помощью каких приемов автор создает фантастический мир (приведите примеры) (сочетание необычного и реального; преувеличение, особые слова- термины, яркие сравнения, контраст, несоответствие и т.д. )

Информационные ресурсы