ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 2 с. Тепловка» на учебный год
Возрастные и иные категории детей Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении МДОУ «Детский сад 2 с.Тепловка»
Возрастные и иные категории детей Всего в МДОУ воспитывается 20 воспитанников. Общее количество групп общеразвивающей направленности: 2 группы (с 2-х до 7-и лет) Из них: младшая группа с 2 до 3 лет (разновозрастная) с 3 до 4 лет старшая группа с 6 до 7 лет (разновозрастная) с 4 до 6 лет
Используемые примерные программы Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант), под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.)
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» авторы Н.Веракса, В Гербова, М.Васильева, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Парциальные программы, методики, используемые в ДОУ Реализуемые программы, учебно-методические пособия Физическое развитие (приоритетное направление) 1) «Основы здорового образа жизни» (авторский коллектив: Михайлина Ю.Б., Орлов М.И., Павлова М.А., Текучева Е.Н. и др.). - Издание второе, переработанное и дополненное. КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008 г. 2) М.Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 3-4 лет: Сценарии для ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2009 Познавательное развитие 1) «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, (программа «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»). Учебно –методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. С.-Петербург, Детство –Пресс, 2002 г. Программа С.Н. Николаева «Юный эколог» Социально- коммуникативно е развитие (приоритетное направление) 1) Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» 2009 г. 2) О.В. Корчинова «Детский этикет». – Ростов-на-Дону: «Феникс», ) Авторская программа О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Парциальные программы, методики, используемые в ДОУ Реализуемые программы, учебно-методические пособия Художественно- эстетическое развитие 1) Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, ) Л. В. Куцакова: «Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты и конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, ) «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, ) О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». – М., Коррекционная работа по речевому развитию «Программа логопедической работы по преодолению фонетико –фонематического недоразвития речи у детей», под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. М: Школьная пресса, 2003 г.
Условия реализации Программы В дошкольном учреждении созданы условия для гармоничного воспитания и развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ДОУ функционируют, оснащенные необходимым оборудованием : музыкальный зал, физкультурный зал, на территории ДОУ оборудованы игровые площадки, цветники, песочный уголок.
Кадровое обеспечение Заведующий дошкольным учреждением Казанова Р.З. - высшее педагогическое образование. Педагогическую деятельность осуществляют 4 педагога, из них: 2 педагога - с высшим профессиональным образованием; 2 педагогов со средним профессиональным образованием.; Все 4 педагога имеют I квалификационную категорию;
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Целями и задачами взаимодействия работы с родителями педагоги ДОУ считают: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в образовательный процесс, Обеспечение медико -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укреплении здоровья детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Сотрудничество воспитателей и родителей обеспечит ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, поможет развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. В выстраивании образовательных отношений учитывается основной принцип Конвенции ООН о правах ребенка – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), работников ДОУ) и детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Модель взаимодействия педагога и родителей. 1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей). Родители: Сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация). 2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ Педагоги: Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты) Родители: Встреча со специалистами. Просмотр открытых мероприятий. 3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Педагоги: Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, творческая мастерская. Выбор содержания, форм с семьей ребенка. Родители: Получение консультативной индивидуальной помощи. 4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ Педагоги: Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Дни здоровья», «День матери», конкурсы, выставки, тренинги, семинары). Родители: Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, совместные проекты.
Традиционные события, праздники, тематические мероприятия ДОУ День знаний, «День села» День воспитателя Международный день пожилых людей, Осенний праздник. День народного единства, День матери. День Конституции РФ, Новогодний праздник. День защитника Отечества, Масленица. Международный женский день. День птиц День смеха День космонавтики. День Победы, Выпускной бал. День защиты детей, День независимости России. День семьи.