«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь…» древнекитайская мудрость
Что такое проект? Проект - это метод обучения Проект - это форма организации учебного процесса
Практико-ориентированный проект Исследовательский проект Информационный проект Творческий проект Ролевой проект
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов По комплексности: Монопроекты Межпредметные проекты По характеру контактов между участниками внутри классные; внутришкольные; региональные (разного масштаба); межрегиональные (в рамках одного государства); международные
Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты (в рамках одного урока) Краткосрочные проекты требуют выделения 4- 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета Пакет рекомендаций; Письмо в... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
Содержание проекта: Название темы проекта; Актуальность проекта, проблема; Основополагающий и проблемные вопросы; Цели и задачи проекта; Гипотеза; Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы; Использованная литература и информационные ресурсы; Сведения об авторе/авторах проекта; Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились; Краткая аннотация проекта (для старшеклассников); Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Проект - это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» nроекmа - его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Требования к проекту: Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план; Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком; Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами; Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников; Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления; Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта; При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне; Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации; Использование в проекте соответствующей научной терминологии; В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
«Подводные камни» проектного метода Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Превращение исследовательского проекта в реферат При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
Критерии оценивания проектов учащихся Актуальность поставленной проблемы Теоретическая и \ или практическая ценность Методы исследования Качество содержания проектной работы Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска Компетентность участника при защите работы Общая оценка за проект 65-80% - оценка % - оценка % - оценка 5
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? I группа - это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. метод проектов имеет относительно низкую эффективность II группа - предметы, ориентированные на формирование компетентностей иностранные языки, информатика, изо, технология, граждановедение, экология Преподавание дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов
Название проекта-урока: «Природные зоны России» Задачи: 1. Самостоятельное добывания знаний через различные источники информации. 2. Работа в микрогруппах (информаторы, художники, программисты, оформители и.т.п.), использование личностно-ориентированное обучение и развитие коммуникативных навыков. 3. Создание слайд-проекта для обобщающего урока в 8 классе, его применения на уроках природоведения в начальной школе и в 7 классе про изучения темы: «Природные зоны мира».
Этапы действий по выполнению проекта урока: «Природные зоны России» I этап. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата. II этап. Планирование проекта: - создание рабочих групп; - подготовка методических, дидактических и материально-технических средств; - планирование работы групп. III этап. Выполнение проекта (исследовательская деятельность). - Поиск информации; - обработка полученной информации; - представление материала, наработанного в группах; - оценка процесса и текущих результатов проекта-урока; - коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.) - оформление слайд-проекта. - анализ по выполнению задач проекта. IV этап. Защита проекта.