« Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику» «Великая поэзия нашего века это наука с удивительным расцветом своих открытий» Э.Золя
Цель Интеграция науки и искусства с целью формирования целостного восприятия мира.
Задачи: Рассмотреть какие физические явления применяются в живописи. Рассмотреть какие физические явления применяются в скульптуре. Рассмотреть какие физические явления применяются в ковке и литье. Воспитать патриотизм и чувство прекрасного через искусство.
Физика и искусство Кажется, они не совместимы. Однако это не так. Представители искусства, порой и сами этого не зная, используют для своих творений физические закономерности. А физики… Они любят и ценят искусство, которое пробуждает их творческую мысль, вдохновляет и тем самым помогает постигать тайны природы.
Альберт Эйнштейн Смысл его жизни составляла Наука. Ей он был предан, в ней он находил убежище, она была причиной его обособленности. Вообще разница между жизнью и смертью для Эйнштейна заключалась в том, может ли он ещё или уже не в состоянии заниматься физикой. Но и музыка была его любовью. Как от образа Планка неотделим рояль, так от образа Эйнштейна неотделима скрипка... в минуты отдыха играл на скрипке
Л. Д. Ландау Из Лермонтова Ландау особенно часто цитировал стихотворение "Свидание". К любимым поэтам Ландау относились также Николай Гумилев и Алексей Апухтин. Лев Давидович Ландау, которого физики всего мира называли просто Дау, любил говорить: «Я родился 22 января, в один день с лордом Байроном, на сто двадцать лет позже великого английского поэта». любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона.
И.В. Курчатов часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти слушал "Реквием" Моцарта в консерватории создатель первого в мире ядерного реактора
А. И. Герцен окончил физико- математический факультет Московского университета и специализировался в области астрономии.
Физика и живопись Спор «физиков и лириков» волнует человечество давно.
В XV веке в Италии жил человек, имя которого почитают сейчас во всем мире… До сих пор идет спор, кто он: ХУДОЖНИК или УЧЕНЫЙ? Леонардо да Винчи
Леонардо - живописец
Леонардо - ученый В механике Леонардо впервые поставил вопрос об ударе шаров и пришел к почти верному решению: примерно за 200 лет до И. Ньютона.
Он сформулировал вывод о равенстве действия и противодействия; почти до конца разобрал условие равновесия тела на наклонной плоскости, теорию подвижных и неподвижных блоков, полиспаста.
«Свет в искусстве» Свет… Удивительное и интереснейшее явление, которое изучает оптика. Художник должен уметь создать у зрителя путём искусного подбора красок на картине психологически верное понимание своего замысла. Для этого он должен хорошо знать законы восприятия света, образование тени и полутени, фотометрию (часть оптики, изучающую световые измерения), колориметрию (раздел оптики, где рассматриваются методы измерения и количественного выражения цвета)
Художник Архип Куинджи в картине «Ночь на Днепре» использует игру света и интенсивные цвета сведенные к нескольким главным тонам. Он добился полной иллюзии освещения, что передает поэтическое состоянии природы.
Если художник умело сочетает яркий свет и глубокие тени, а так же полутона там, где свет постепенно переходит в тень, то он может передать объемность людей и предметов, создать впечатление их непосредственной близости к зрителю. В живописи это называется светотенью. Светотень усиливает наглядность и эмоциональное воздействие картины. Например,картина Рембранда "Святое семейство" и Караваджо "Лютенист").
В 60-х гг. 17 века И. Ньютон произвел ряд опытов и доказал сложность белого цвета. Установлено также, что к зеленым лучам глаз человека наиболее восприимчив. Световые потоки других цветов должны быть более интенсивными, чтобы глаз воспринимал одинаковые яркости.
Чешский биолог Я. Пуркине открыл, что максимум спектральной чувствительности глаза смещается в сторону коротких длин волн при переходе от дневного света к сумеречному; в этом случае понижается способность глаза воспринимать цвета.
Интересен факт: цвет предмета зависит от фона, на котором предмет находится. Желтый кружок на синем, красном и желтом фоне. Наблюдаем закономерность контраста яркости: цвет светлеет на темном фоне, и темнеет на светлом.
Прекрасными колористами были русские художники В.И. Суриков, К.А. Коровин.
К.КоровинИ.Суриков
«К Морю» Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. Стихи А.С.Пушкина и картины Айвазовского едины.
Физические методы исследования картин Метод научной фотографии в ультрафиолетовых лучах, который позволяет "разглядеть", каких участков на полотне касалась чужая кисть, что пририсовано или написано заново. Метод фотографирования в инфракрасных лучах, дающий возможность как бы снять с живописи лак и судить о состоянии верхних слоев краски, прояснить надписи, которые, казалось бы, невозможно прочесть. Метод рентгенографии. Рентгеновские лучи, пронизывая картину, делают доступными для изучения глубокие и самые старые слои живописи, при этом на фотопленке фиксируются и трещины в красочном слое.
О загадке одной картины В Эрмитаже был портрет написанный неизвестным французским художником XVIII века. Было установлено, что работа принадлежит кисти Жана Батиста Грёза.
Физика и скульптура Каждый скульптор, создавая свои произведения из глины или камня, мрамора или металла, должен знать законы физики, и прежде всего законы устойчивости и прочности.
Ансамбль Героям Сталинградской битвы автор Е.В. Вучетич
Медный всадник Скульптор Э.М. Фальконе.
Художественное литье и ковка Сколько прекрасных произведений искусства отлито из чугуна! Особенно поражает кружево чугунных оград и мостов Петербурга. Например необыкновенная решетка Летнего сада, совершенство пропорций, изысканность композиции сделали ее известной всему миру.
Заключение Я попыталась доказать, что физика и искусство связаны между собой. Представители искусства, его разных областей и направлений должны знать физические закономерности, которые успешно служат не только научно- техническому прогрессу, но и миру вдохновения, миру чувств.
Проект подготовила ученица 11 класса Загривина Екатерина МОУ Супоневская СОШ 1 им.Героя Советского Союза Н.И.Чувина Учитель физики: Качанова Валентина Владимировна Спасибо за внимание!
Список используемой литературы: Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М.:Искусство,1974. Андреева М., Антонова А., Дмитриева Д. Рассказы о трех искусствах. Л.: Детская литература,1966. Шаронов В. В. Свет и цвет. М.: Физматгиз,1961. Детякин В. Леонардо да Винчи. М.: Детгиз,1959. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература,1971. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М.: Физматгиз,1961. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.:Просвещение,1971. Резников Л.И. Физическая оптика в средней школе. М.: Просвещение, Немилова И. С. Загадки старых картин. М.: Изобразительное искусство,1974. Васин М. Шедевры на операции. Наука и жизнь, 1975, 6, с Кудрявцев Е. В. Техника реставрации картин. М.: изд. Гос. Третьяковской галереи, Памятники славы и бессмертия. М.: Планета, Хабалев Н. Лаборатория под облаками. Неделя, 1976, 19, с. 17. Пешкин И.С. История стального шарика. М.: Детгиз, 1958, с Колесов О.С. Твоих оград узор чугунный. Л.: Аврора, 1970.