Определение ТРИЗ Теория решения изобретательских задач – конструктивная методология генерации эффективных идей и разрешения проблем на основе моделей противоречий и методов их разрешения, экстрагированных из известных примеров эффективных решений.
Основные положения (идеи) ТРИЗ: «творчеству, как и любой деятельности, можно научиться»; «в основе инициации изобретательской деятельности школьников лежит способность обнаруживать противоречие»; решение изобретательской задачи подразумевает способность воспринимать любой объект всесторонне (система – надсистема – подсистема) в развитии и взаимодействии (прошлое – настоящее – будущее), а также умение устанавливать разнообразные связи (функциональные, причинные, пространственные и др.) между различными системами.
Приемы ТРИЗ Лжезагадки Раскадровка Паспорт Составление метафор Составление загадок Системный оператор Элемент – имя признака – значение признака Системный лифт «Да – Нет» (сужение поля поиска) УМШ (Учебно мозговой штурм)
Системный оператор ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ, УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Системный оператор прошлое настоящее будущее надсистем а 639 система 41 система 7 подсистем а 528
Системный оператор Окно 1 – сам объект и его функция (система). Окно 2 – части объекта (подсистема). Окно 3 – окружение объекта (надсистема). Окно 4 – прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). Окно 5 – части объекта в прошлом. Окно 6 – место его функционирования в прошлом. Окно 7 – перспективы развития объекта (будущее системы). Окно 8 – части объекта в будущем. Окно 9 – место объекта в будущем.
Системный оператор
Шаг первый - определяем саму систему, которую хотим рассмотреть. Очень важный шаг. Шаг второй - идем в надсистему, чтобы поинтересоваться, частью чего является сама система. И определяем функцию системы. Шаг третий - в подсистему, определяем основную структуру системы. Шаг четвертый - система в прошлом.
Системный оператор Шаг пятый - надсистема тоже была в прошлом. Шаг шестой - подсистема в прошлом. Будущее время. Шаг седьмой - система в будущем. Шаг восьмой - надсистема в будущем. Шаг девятый - подсистема в будущем.
Системный оператор
Электрическая лампа Осветительные приборы Факел, Свеча, Керосиновая лампа. Стекло, Металл. Штопать носки Элементы декора Перегоревшая спираль Набор деталей Стеклянный баллон, Спираль, Цоколь.
Шаги АРИЗ Вначале чётко сформулировать противоречие; Назвать идеальный конечный результат; Выяснить, какие ресурсы есть в данной ситуации, и какие из них можно использовать при решении задачи; Уточнить противоречие, обозначив противоположные свойства объекта; Разрешить противоречие при помощи приёмов ТРИЗ.
Без сомнения, все наше знание начинается с опытов. (Кант Эммануил. Немецкий философ г.г)
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер