Портфельный анализ – это инструмент, позволяющий руководству предприятия выявлять и оценивать деятельность стратегических единиц бизнеса (СБЕ) с целью распределения средств в наиболее прибыльные и перспективные, и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные хозяйственные подразделения.
Матрица БКГ ТЕМПЫ РОСТА ОТРАСЛИ, % ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ ФИРМЫ, % низкие высокие низкая высокая
Преимущества: - модель используется для исследования взаимосвязи между деловыми единицами, входящими в организацию, а также их долгосрочных целей; - модель может быть основой для анализа разных стадий развития деловой единицы (бизнеса) и соответственно анализа различия ее потребностей на разных этапах развития; - представляет собой простой, доступный для понимания подход к организации делового портфеля организации (портфеля ценных бумаг). Недостатки: - не всегда правильно оценивает возможности бизнеса. Для единицы, определенной как «собака», может порекомендовать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние изменения в состоянии изменить позицию бизнеса. - чрезмерно сосредоточена на потоках наличности, в то время как для организации не менее важным показателем является эффективность инвестиций. Нацелена на супер рост и оставляет без внимания возможности оздоровления бизнеса, применение лучших методов управления.
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ 1. Рост и увеличение доли рынка - превращение «знака вопроса» в «звезду» (агрессивные «знаки вопроса» иногда называют «дикими кошками»). 2. Сохранение доли рынка - стратегия для «дойных коров», доходы которых важны для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций. 3. «Сбор урожая», то есть получение краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка - стратегия для слабых «коров», лишенных будущего, неудачливых «знаков вопроса» и «собак». 4. Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование полученных вследствие этого средств в других отраслях - стратегия для «собак» и «знаков вопроса», не имеющих больше возможностей инвестировать для улучшения своих позиций.
СБЕОтносительная доля рынка (в % по отношению к наиболее крупному конкуренту) Темпы роста рынка (% в год) Оборот (в % по отношению к суммарном у обороту) Прибыль (в % от оборота) Таблица расчета показателей бизнес-направлений
Номер СБЕ Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, % Показатели деятельности организации
Привлекательность отрасли Низкая (1-2) Средняя (3-4) Высокая(5-6) Успех Вопросительный знак Успех Средний бизнес Поражение Доходный бизнес Поражение Сильная (5-6) Средняя (3-4) Слабая (1-2) Конкурентная позиция Матрица GE (General Electric) / McKinsey
СБЕПривлекательн ость рынка (по шкале от 1 до 6, 1-наименьшая привлекательностьь, 6-наибольшая привлекательностьь) Конкурентная позиция компании на рынке (по шкале от 1 до 6, 1-наименее слабая позиция, 6- наиболее сильная позиция) Оборот (в % по отношен ию к суммарному обороту) Прибыль (в % от оборота) Таблица расчета показателей бизнес-направлений
Факторы привлекательностьи рынка АВС Относительный вес (значимость) фактора, % Величина фактора привлекательностьи (по шкале от 1 до 6, 1-наименьшее значение фактора, 6-наибольшее значение фактора) Абсолютная оценка фактора привлекательность и, С=А*В/100% 1. Рост рынка 2. Размер рынка 3. Барьеры входа и выхода 4. Сезонность 5.PEST-воздействия 6. Конкуренция …… Итого:100 % Величина привлекательностьи рынка Сумма значений столбца С по строкам 1, 2, 3, 4, 5, 6 и.. Таблица расчета привлекательностьи рынка
Факторы конкурентоспособности компании (критические факторы успеха - КФУ) АВС Относительный вес (значимость) фактора, % Величина фактора конкурентоспособности (по шкале от 1 до 6, 1-наименьшее значение фактора, 6- наибольшее значение фактора) Абсолютная оценка фактора конкурентоспособности, С=А*В/100% 1. Доля рынка 2. Тенденции изменения доли рынка 3. Качество продукции 4. Издержки производства 5. Уровень менеджмента 6. Гибкость …… Итого:100 % Величина конкурентной позиции компании на рынке Сумма значений столбца С по строкам 1, 2, 3, 4, 5, 6 и.. Таблица расчета конкурентной позиции компании на рынке
По фактору «привлекательностьь рынка» Емкость рынка Темп роста рынка Рентабельность Уровень конкуренции Размер необходимых инвестиций Риск рынка Наличие и доступность материально-технических ресурсов Гос. регулирование рынка
По фактору «конкурентоспособность» Качество товара Абсолютная рыночная доля Относительная рыночная доля Привлекательность ассортимента Эффективность каналов сбыта Эффективность рекламной деятельности Уровень цены Финансовые ресурсы Производственные возможности