ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
Кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Образовательные программы многоуровневой подготовки.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО

Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик на новый результат образования Взаимосвязь рабочих программ между собой (междисциплинарность) с системообразующими компонентами ООП: КМВ КО УП содержанием УД

Компетенции – результаты образования Компетенции – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области профессиональной деятельности (из концепции ФГОС) Детализация (картирование) компетенций (паспорт компетенции) – это перевод компетенций на язык результатов образования

1) это формулировка того, что, как ожидается, будет Знать, Знать,Уметь,Владеть обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) 2)Это конкретные действия студентов по которым можно будет судить о том, что знает, умеет, чем владеет студент по окончании изучения УД результат образования - результат образования -

фокусирует внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусирует внимание на достижениях студентов, а не преподавателей обеспечивает согласованность программ обеспечивает согласованность программ помогает разработчикам точно определять их ключевые цели помогает разработчикам точно определять их ключевые цели акцентирует связь между преподаванием, учением и оцениванием акцентирует связь между преподаванием, учением и оцениванием облегчает проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи облегчает проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи Ориентация на результаты образования: Ориентация на результаты образования: «Перенастройка» рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик

Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) За основу взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (П. 2.1.)

2.1. Общая структура (макет) рабочей программы учебной дисциплины (модуля) ______________________________________________________________________ (наименование вуза) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор (декан, директор института) «……» _______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) _________________________________________________________________ (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, дипломированный специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) г.__________ – 200____ г.

компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкретны Правильная формулировка целей ? 1)Дать, получить, изучить и т.д. 2) Ознакомить, сформировать, развивать, воспитывать…. измеримыдостижимы определены во времени 1

Цель освоения курса «Педагогика » ????? Создать условия для усвоения студентами системы теоретических знаний в области педагогики и формирования комплекса профессионально-педагогических умений, что позволить им компетентно решать профессионально-личностные проблемы Курс направлен на развитие педагогического мышления студентов, призван стимулировать их личностный рост, потребность в самосовершенствовании, актуализировать творческие способности ??????

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее 2

Компетенции обучающегося: откуда они возникают? Компетентностная модель выпускника Компетентностно-ориентированный учебный план Матрица соответствия основных частей ООП и компетенций Учебная дисциплина – на формирование каких компетенций направлена? Паспорт компетенций

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1)Знать: _____________________________ (номер/индекс компетенции[1]) [1] 2)Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции) 3)Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции) [Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (пример см. прил. 2, п.3). Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП] [1][1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП, Раздел 3. / См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, – С [1] 3

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Данная дисциплина направлена на формирование следующих основных компетенций: ОК -1 ( содержание компетенции) ……., ОПК -1. ПКПП -1…. И т.д. В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать………………….Уметь……………………Владеть…………………….. Первый вариант: в программу включается паспорт каждой компетенции Второй вариант: интегрированное описание знаний, умений и владения по всем компетенциям Какой вариант предпочтительнее? Почему? 3

Результаты образования Знать что? 1. Понятия (термин, научное определение) 2. Факты 3. Принципы, законы, закономерности 4. Идеи, концепции, теории и т.д.

Результаты образования По каким действиям обучающихся можно судить ( заключить, сделать вывод), что студент знает учебный материал? Знает какое-то понятие: - правильно употребляет термин, - формулирует определение, - приводит примеры и т.д.

Знание понятий Решает на основе определения данного понятия базовые (стандартные)задачи Решает на основе определения нестандартные задачи Проблема уровня усвоения понятий

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) стр.17 п/п Раздел Раздел дисциплины Семестр Неделясеместра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно- исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

4 Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции n…n…n…n…Σ общее количество компетенций Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 5 [Примечание: Один из подходов к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих результаты образования в форме компетенций, дан в Электронном приложении 9.]

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины 6

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ПР. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д. 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Спасибо за работу