ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО
Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик на новый результат образования Взаимосвязь рабочих программ между собой (междисциплинарность) с системообразующими компонентами ООП: КМВ КО УП содержанием УД
Компетенции – результаты образования Компетенции – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области профессиональной деятельности (из концепции ФГОС) Детализация (картирование) компетенций (паспорт компетенции) – это перевод компетенций на язык результатов образования
1) это формулировка того, что, как ожидается, будет Знать, Знать,Уметь,Владеть обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) 2)Это конкретные действия студентов по которым можно будет судить о том, что знает, умеет, чем владеет студент по окончании изучения УД результат образования - результат образования -
фокусирует внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусирует внимание на достижениях студентов, а не преподавателей обеспечивает согласованность программ обеспечивает согласованность программ помогает разработчикам точно определять их ключевые цели помогает разработчикам точно определять их ключевые цели акцентирует связь между преподаванием, учением и оцениванием акцентирует связь между преподаванием, учением и оцениванием облегчает проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи облегчает проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи Ориентация на результаты образования: Ориентация на результаты образования: «Перенастройка» рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик
Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) За основу взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (П. 2.1.)
2.1. Общая структура (макет) рабочей программы учебной дисциплины (модуля) ______________________________________________________________________ (наименование вуза) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор (декан, директор института) «……» _______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) _________________________________________________________________ (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, дипломированный специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) г.__________ – 200____ г.
компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкретны Правильная формулировка целей ? 1)Дать, получить, изучить и т.д. 2) Ознакомить, сформировать, развивать, воспитывать…. измеримыдостижимы определены во времени 1
Цель освоения курса «Педагогика » ????? Создать условия для усвоения студентами системы теоретических знаний в области педагогики и формирования комплекса профессионально-педагогических умений, что позволить им компетентно решать профессионально-личностные проблемы Курс направлен на развитие педагогического мышления студентов, призван стимулировать их личностный рост, потребность в самосовершенствовании, актуализировать творческие способности ??????
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее 2
Компетенции обучающегося: откуда они возникают? Компетентностная модель выпускника Компетентностно-ориентированный учебный план Матрица соответствия основных частей ООП и компетенций Учебная дисциплина – на формирование каких компетенций направлена? Паспорт компетенций
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1)Знать: _____________________________ (номер/индекс компетенции[1]) [1] 2)Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции) 3)Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции) [Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (пример см. прил. 2, п.3). Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП] [1][1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП, Раздел 3. / См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, – С [1] 3
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Данная дисциплина направлена на формирование следующих основных компетенций: ОК -1 ( содержание компетенции) ……., ОПК -1. ПКПП -1…. И т.д. В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать………………….Уметь……………………Владеть…………………….. Первый вариант: в программу включается паспорт каждой компетенции Второй вариант: интегрированное описание знаний, умений и владения по всем компетенциям Какой вариант предпочтительнее? Почему? 3
Результаты образования Знать что? 1. Понятия (термин, научное определение) 2. Факты 3. Принципы, законы, закономерности 4. Идеи, концепции, теории и т.д.
Результаты образования По каким действиям обучающихся можно судить ( заключить, сделать вывод), что студент знает учебный материал? Знает какое-то понятие: - правильно употребляет термин, - формулирует определение, - приводит примеры и т.д.
Знание понятий Решает на основе определения данного понятия базовые (стандартные)задачи Решает на основе определения нестандартные задачи Проблема уровня усвоения понятий
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) стр.17 п/п Раздел Раздел дисциплины Семестр Неделясеместра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно- исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
4 Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции n…n…n…n…Σ общее количество компетенций Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 5 [Примечание: Один из подходов к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих результаты образования в форме компетенций, дан в Электронном приложении 9.]
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины 6
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ПР. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д. 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Спасибо за работу