М УНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «П ЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ » С ЕКЦИЯ ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ В ОЗРАСТНАЯ НОМИНАЦИЯ УЧАЩИЕСЯ 9-10 КЛАССЫ Золотое сечение и золотая пропорция в древнем мире и современности Ученица 10 класса МКОУ « БСОШ 5 » Жукова Яна Руководитель: Старенькова Елена Викторовна Учитель математики
Предмет исследования: «золотая пропорция». Целью исследования – изучение применения закономерностей «золотой пропорции» в различных областях неживой и живой природы и в моем окружении. Задачи: 1. Изучить необходимую литературу по данной теме; 2. Определить и рассмотреть использование «золотой пропорции» в неживой и живой природе, ее применение в современном мире; 3. Выявить и изучить проявления «золотой пропорции» и ее производных в моем окружении.
Гипотеза: если «золотая пропорция» рассматривается как универсальная мировая единица, следовательно, она встречается в мире живой и неживой природы. Методы исследования изучение научной литературы, наблюдения, измерения, анкетировании Апробация работы состоит в применении «золотой пропорции» на уроках математики, биологии, физики, искусства, мировой художественной культуры, а также во внеклассных мероприятиях и при проведении предметных недель.
О СОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА. З ОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ Парфенон. Западный фасад. Архитекторы Иктин и Калликрат гг. до н.э. Пантеон.
Москва. Панорама Красной площади. Слева главная Спасская башня Московского Кремля, за кремлевской стеной здание Сената, перед ним на площади Мавзолей В. И. Ленина. Фото С. И. Фомченковой.
Е ГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ Пирамиды Хеопса
П ОСТРОЙКИ ДРЕВНЕЙ Р УСИ Успенский собор во Владимире гг. Новгородский кремль Детинец с Софийским собором ( ).
З ОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ В НАУКЕ Н АУЧНЫЕ ФАКТЫ
«З ОЛОТАЯ » СПИРАЛЬ Фрагмент молекулы ДНК
З ОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ В НАШЕМ ОКРУЖЕНИИ
«З ОЛОТЫЕ ПРОПОРЦИИ » В ТЕЛОСЛОЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Чтобы проверить гармоничность в строении (телосложении) учащихся нашей школы, мною были произведены некоторые измерения: рост, высота от стопы до пупочной линии, расстояние от ключицы до локтя и от локтя до кончиков пальцев, длина запястья. Для эксперимента были взяты учащиеся 9-11 классов. В 11 замерах из 26 подтверждается «золотая пропорция». Таким образом, 42,3 % обследуемых учащихся подтвердили гармонию красоты своего тела.
«З ОЛОТАЯ СПИРАЛЬ » В ФОРМООБРАЗОВАНИЯХ ПРИРОДЫ липа вишня малина облепиха
сосновая шишка сирень подсолнух и кактус
Паук плетет паутину спиралеобразно Рост ткани в стволах деревьев
А ВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН акулы, дельфины, голуби.
З АКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенной работы было выявлено: 1. «Золотая пропорция проявляет себя как в мире живой природы, так и в мире минералов. 2. «Золотая пропорция» применяется в различных областях искусства и переносится в научную деятельность. Круг ее применения невероятно широк. Сделаны выводы: - 42,3 % обследуемых учащихся подтвердили гармонию красоты своего тела; - участники эксперимента предпочитали садиться на свободную лавочку в том месте, точка которого соответствовала пропорции «золотого отрезка»; - отношение размеров предметов прямоугольной формы, привлекающие наше внимание (здание школы, книга, спичечный коробок) близки к «золотому»; - винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев, семян подсолнечника, в шишках сосны, кактусах подчиняется закономерному сочетанию чисел Фибоначчи. 4. «Золотая пропорция» действительно является универсальной мировой единицей. Нам в своей жизни необходимо стремиться к созданию гармонии красоты не только в архитектуре, живописи, своего тела, но и в поведении, учении и познавательности.