Мультимедиа в образовании Преподаватель: к.п.н. Иванюк М.Е. САМАРА 2010
По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом: - чтение текстового материала - 10%; - восприятие информации на слух - 20%; - восприятие визуальной информации - 30%; - сочетание визуальной и аудио информации - 50%; - обсуждение информации с другими - 70%; - данные, полученные на основе собственного опыта - 80%; - объяснение учебного материала другому - 90%.
Психофизиологические особенности человека ОГРАНИЧЕНИЕ 1 - это возможности кратковременной (оперативной) памяти человека. Так, "средний" человек не способен удерживать в оперативной памяти информацию более чем по объектам. Очередной информационный кадр не должен содержать более 9 различных элементов (рисунков, фрагментов текста и т. д.). После того, как человек перестает наблюдать объект, его параметры удерживаются в оперативной памяти ограниченное время. Поэтому, если для восприятия очередного кадра требуется соотнести его с одним из предъявленных ранее, лучше воспроизвести его основные элементы еще раз (либо поместить гиперссылку на требуемый кадр).
ОГРАНИЧЕНИЕ 2 - определяется факторами, связанными с право-левой асимметрией головного мозга человека. Известно, что левое и правое полушария по- разному участвуют в восприятии и переработке информации. При запоминании слов ведущую роль играет левое полушарие, а при запоминании образов более активно правое. Информация с правой части экрана поступает непосредственно в левое полушарие, а с левой части - в правое (естественно, при бинокулярном зрении оператора).
Именно поэтому текстовые сообщения обычно размещают в правой части экрана, а изображения - в левой. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя сам перемещался в нужном направлении. Содержимое полей должно не "прижиматься" к краю экрана, а располагаться около его горизонтальных или вертикальных осей. Чтобы подчеркнуть симметрию, содержимое и наименования полей, относящихся к одной группе, должны выравниваться по вертикали. По возможности необходимо выравнивать все логически связанные группы данных.
Требуемая плотность расположения данных - понятие субъективное. Она зависит от конкретного пользователя и решаемой задачи. Однако существуют некоторые правила, регулирующие плотность расположения данных на экране (или в пределах окна): - оставлять пустым приблизительно половину экрана (окна); - оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы; - оставлять четыре-пять пробелов между столбцами таблицы
ОГРАНИЧЕНИЕ 3 связано непосредственно с характеристиками зрения человека. Во время работы с обучаемой программой пользователь не должен испытывать какого-либо дискомфорта в плане восприятия информации, отображаемой на экране. В частности, объекты (рисунки и символы) не должны быть слишком мелкими, цветовая гамма должна быть сбалансирована. Не следует также злоупотреблять эффектами анимации, заставлять обучаемого читать движущийся по экрану текст и т. д. Любая дополнительная неоправданная нагрузка на глаза приведет к быстрому утомлению и утрате интереса к последующим занятиям.
Яркостные характеристики определяют размер зоны видения светящегося объекта. Острота зрения при восприятии светлых объектов в 3-4 раза ниже, чем для темных; светлые объекты на темном фоне обнаруживаются легче, чем темные на светлом.
При решении практических задач необходимо учитывать следующие положения: основную информацию об объекте несет его контур; время различения и опознания контура объекта увеличивается с увеличением его сложности; при различении сложных контуров безошибочность выше, чем при различении простых; решающее значение в восприятии формы объектов имеет соотношение "фигура/фон"; минимальный размер объекта должен выбираться для заданных уровней контраста и яркости; уменьшение значений этих параметров требует увеличения угловых размеров объекта.
При наличии на экране движущихся объектов следует учитывать ряд дополнительных факторов. при перемещении точечного объекта со скоростью 0,25 градус/с его непрерывное движение воспринимается как дискретное, при скорости 0,25..4 градус/с - как непрерывное при скорости более 4 градус/с изображение сливается в сплошную полосу.
Существует три вида кажущегося движения: - восприятие перемещения сигнала из одного положения в другое при последовательном предъявлении двух идентичных сигналов от различных объектов; - кажущееся изменение размеров объекта при последовательном появлении двух объектов, имеющих идентичные контуры; - кажущееся изменение размеров объекта при изменении яркости самого объекта или фона.
При согласовании цветов символов и фона следует учитывать, что восприятие символов максимально для контрастных цветов (т. е. относящихся к противоположным границам спектра). При контрастности менее 60% читаемость символов резко ухудшается.
Комбинации цвета символа с цветом фона - синий на белом; - черный на желтом; - зеленый на белом; - черный на белом; - белый на синем; - зеленый на красном; - красный на желтом; - красный на белом; - оранжевый на черном; - черный на пурпурном; - оранжевый на белом; - красный на зеленом.
Цветовая гамма формирует и соответствующий психологический фон. - голубой - успокаивает; - красный - волнует и утомляет; - зеленый - настраивает на добродушный и безынициативный лад; - желтый - веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой; - оранжевый - раскрепощает фантазию; - фиолетовый - цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности; - коричневый - угнетает умственную активность; - черный - мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.
Непродуманное использование цвета может вызвать у пользователя негативное эмоциональное состояние или даже отвлекать его от работы, мешая сосредоточиться на выполняемом задании
Цвет должен использоваться только как дополнительная форма передачи информации. Целесообразно в рамках одного приложения использовать ограниченное множество цветов, причем предпочтение следует отдавать приглушенным, пастельным тонам.
Текст является основным средством передачи информации. При этом легкость и удобство восприятия текстовой информации определяется тремя факторами: - стилем изложения; - соблюдением правил орфографии и пунктуации; - формой визуального представления текстовой части документа.
Если текстовая часть документа занимает более двух экранов, разделите ее на фрагменты, каждый из которых будет иметь свой заголовок. Если же объем текста настолько велик, что фрагменты требуют дальнейшего разбиения, используйте подзаголовки более низких уровней.
Средства повышения удобочитаемости: - табуляция (переход на новый абзац, вставка пустой строки, выравнивание текста по левому либо по правому краю страницы и т. д.); - оформление фрагментов текста в виде списков (упорядоченных или маркированных); - подбор соответствующих шрифтов.
Использование графики в обучающих программах является наиболее мощным средством формирования общего стиля приложения и его эстетической привлекательности.
Возможные варианты включения графических изображений в обучающий курс иллюстрации, поясняющие текстовый материал; количество и характер рисунков, помещаемых на страницах курса, определяется рассматриваемой предметной областью; чем более абстрактный характер носит излагаемый материал, тем больше эффект от использования иллюстраций; важную роль играют рисунки и в тех случаях, когда изучаемый материал имеет прикладную направленность
Наличие интерактивности является обязательным требованием для любой системы обучения. Взаимодействие обучаемого с обучающей программой позволяет: - получить информацию об исходном уровне подготовки обучаемого; - выбрать индивидуальный маршрут прохождения учебного курса; - закрепить приобретенный навык путем повторного выполнения правильных действий и/или отказа от ошибочных; - оценить достигнутый уровень подготовки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ