«Основы деятельностного метода обучения»
«Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Суть системно-деятельностного подхода: 1) обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей в достаточной полноте; 2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой.
Технология деятельностного метода 1)Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2)Актуализация знаний и затруднение в деятельности 3)Выявление места и причины затруднения 4)Построение проекта выхода из затруднения 5)Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8) Включение в систему знаний и повторение 9) Рефлексия учебной деятельности (итог). 1 2 ИКП 4 {
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивирование (само определить) учащихся к учебной деятельности. «надо» «хочу» «могу» Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); согласовывают тему урока; выбирают способ (дополнение или уточнение); строят план достижения цели; определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
5. Реализация построенного проекта Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи 1. 2.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание.
4 типа урока Урок открытия нового знания (ОНЗ) Урок отработки умений и рефлексии Урок построения системы знаний Урок развивающего контроля
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимакса заключается в том, что школа предполагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже минимального госстандарта знаний) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в классе и школе доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия Система дидактических принципов
Роль учителя Руководитель Помощник Руководитель Помощник Руководитель
Роль ученика I шаг учебной деятельности II шаг учебной деятельности