«Самообразование – одна из форм непрерывного образования учителя» Заседание Методического совета
Самообразование - потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования … 1) 2) 3) 4) …то речь идет о самообразовании
Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: Ежедневная работа с информацией. Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Желание творчества. Стремительный рост современной науки. Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Изменения, происходящие в жизни общества. Общественное мнение. Общественное мнение. Интерес. Интерес.
Темы самообразования по основным направлениям
28 тем Основные тенденции воспитания и социализации учащихся - 2. Основные тенденции воспитания и социализации учащихся - 2. Диагностика – 2. Диагностика – 2. Проблемы формирования профессиональной и социально- культурной компетентности учителя – 2. Проблемы формирования профессиональной и социально- культурной компетентности учителя – 2. Разработки тем, уроков, внеклассных мероприятий – 5. Разработки тем, уроков, внеклассных мероприятий – 5. Использование информационных технологий в образовательном процессе – 2. Использование информационных технологий в образовательном процессе – 2. Психология личности учителя в условиях освоения нового содержания образования- 1. Психология личности учителя в условиях освоения нового содержания образования- 1. Профильное обучение -3. Профильное обучение -3. ЕГЭ -2. ЕГЭ -2. Использование новых педагогических технологий – 4. Использование новых педагогических технологий – 4. Работа с одаренными детьми -1. Работа с одаренными детьми -1. Аспекты современного урока -2. Аспекты современного урока -2. Эффективные формы и методы самоуправления – 2. Эффективные формы и методы самоуправления – 2.
План работы Определялась тема по самообразованию. Определялась тема по самообразованию. Создавался банк данных по проблеме исследования. Создавался банк данных по проблеме исследования. Подбиралась литература по проблеме научного исследования. Подбиралась литература по проблеме научного исследования. Определялась опытно – экспериментальная работа по теме научного исследования. Определялась опытно – экспериментальная работа по теме научного исследования. Проводилось обобщение материалов исследования. Проводилось обобщение материалов исследования. Подводились итоги самообразовательной работы, определялся выход. Подводились итоги самообразовательной работы, определялся выход.
Возможная проблема Пути решения Не могу определиться с темой самообразования Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, анализа работы ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
Возможная проблема Пути решения При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы: Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения литературы Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему. Используйте опыт работы педагогов других ОУ
Возможная проблема Пути решения При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Как подготовиться к докладу,выступлению Как подготовиться к докладу, выступлению Этап – подготовка доклада, выступления. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. Составление развернутого плана выступления. Составление развернутого плана выступления. Просмотр и чтение специальной литературы. Просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения. Распределение материала по вопросам. Распределение материала по вопросам. Письменное изложение полного текста выступления. Письменное изложение полного текста выступления. Этап – работа с подготовленным материалом Выделение в тексте основных смысловых частей. Выделение в тексте основных смысловых частей. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты). «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты). Этап – подготовка к выступлению Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.
Результатами работ по самообразованию были
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации.
Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.