Учитель начальных классов Семенихина Т.Ю.
1. Собрать как можно больше фактов подтверждающих наступление осени. 2. Учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по своим наблюдениям. 3. Воспитывать любовь к природе. 4. Развивать познавательный интерес детей.
1. Научить детей кратко излагать свои мысли. 2. Научить детей самостоятельно делать выводы по наблюдениям. 3. Научить детей работать в группе.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НАСТУПИЛА ОСЕНЬ?
1. Что изменилось в неживой природе с приходом осени? 2. Повлияли ли эти изменения на жизнь растений, животных и людей? 3. Может ли человек изменить сроки прихода осени?
1. Как изменились облака и вода в реке? 2. Что нового увидели в саду? 3. Изменения на лесной поляне. 4. Что случилось на цветочных клумбах?
Формирование команд и распределение обязанностей между членами команд.
1. Копилка народных мудростей:
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме. Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму. У дуба и осины самый поздний листопад. Большой урожай рябины - к морозу. Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
-Холоден сентябрь, да сыт. -Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. -Ноябрь без топора мосты наводит. -Лебедь несёт на носу снег. -Гуси летят – зимушку на хвосте тащат. -Лето со снопами, осень с пирогами.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Его просят, его ждут, а как придёт – прятаться начнут. За кудрявый хохолок лису из норки поволок. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
«Облака» - на открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.
«Вода» - возле пруда или речки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.
«Листопад» ДЕТИ СОБИРАЮТ ЛИСТЬЯ
«Полянка» - дети наблюдают пожухлую траву, исчезновение насекомых, отсутствие птиц.
«Урожай» - Дети собирают выращенный на пришкольном участке урожай и сдают в школьную столовую.
«В гости к пернатым» - на протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие птиц, слушают пение редкой птицы, сравнивают его с весенним. Вешают кормушки для птиц, Загадывают друг другу загадки о птицах.
«Яблонька» - Каждый ребёнок находит «вещественное доказательство» наступления осени- созревшие яблоки, пожелтевшие листья.
«Цветы на клумбах» - дети отмечают, что цветы завяли. Учащиеся собирают в конверт семена цветов.
Падают с ветки желтые монетки… Под ногами целый клад! Это осень золотая дарит листья Не считая, золотая дарит листья Вам и нам. И всем подряд. И.Пиварова.
Мы листики осенние, На ветки мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.
-Запасают еду к зиме не только звери, но и некоторые птицы : сойки, кедровки, поползни. -Ёж охотится ночью. Ёж ест гадюк, не боясь яда. Яд на него почти не действует. Ёж проводит в спичке более шести месяцев. В это время ёж нечего не ест и не двигается.
-Барсук- аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается : жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. -Дуб - долговечное дерево. Живёт лет. Иногда дуб живёт и до двух тысяч лет.
Проверь себя: ???
Найдите в каждом ряду одно «лишнее» слово и подчеркните его. -сентябрь, октябрь, май, ноябрь; -дятел, лиса, синица, воробей; -комар, небо, земля, вода.
Из списка слов, выберите слова, относящиеся к живой природе пометьте знаком +,слова, относящиеся к неживой природе, пометьте знаком -. - Дуб - Вода - Шмель - Песок - Камень - Река - Роза
Из всех птиц выбери тех, кто улетает осенью от нас на юг и пометь знаком +. Воробей Ласточка Синица Скворец Соловей Сорока
-Осень действительно наступила: стало холодно; небо стало ниже; идут частые холодные дожди; солнце светит - но не греет; день стал короче, а ночь – длиннее.
-Эти изменения повлияли на жизнь растений и животных: на деревьях появились жёлтые листья; трава пожелтела и высохла; исчезли насекомые; перелётные птицы улетели на юг; люди и животные готовятся к зиме. -Человек не может изменить сроки прихода зимы!
Подведение итогов обсуждается в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним» столом с фруктами, осенними букетами. При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник: кто собрал больше народных примет, стихов, сделал новые открытия и т. п., что, возможно, получилось не так,как задумывали, что надо учесть, в другой раз.
Автор: Семенихина Т.Ю. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с