Методический семинар Учитель математики высшей квалификационной категории Хакимзянова Нурания Идерисовна МБОУ «Кубянская сош» Атнинского муниципального района РТ
Тема: Использование инновационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности учащихся. В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Возникают противоречия между традиционным подходом к преподаванию математики (передача информации от учителя к ученику) и высокими требованиями к сегодняшнему выпускнику (должен уметь самостоятельно входить в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат). Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию; метапредметным, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; владение основами самоконтроля, самооценки; умение обобщать, анализировать, классифицировать; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для достижения этих результатов в настоящее время существует немало способов инновационного обучения, например такие, как, активные методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, метод проектов и т.д. Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков) Инновации
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования. Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: 1. Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока или во внеурочное время. 2. Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения. 3. Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.
Инновации Инновационные технологии предполагают: -повышение уровня мотивации к учебному труду. -формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность. -при активной поддержке учителя. -постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем. -ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику. - создание когнитивной схемы мышления. -воспитание чувства собственного достоинства -в основе- дифференциальный подход. -хорошее знание теоретического материала успешность обучения. -создание проблемной ситуации. -работа с одаренными детьми.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы: -Информационно-коммуникационные технологии -Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации -Интерактивные технологии (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность) -Игровые технологии -Личностно-ориентированные технологии обучения -Тестовые технологии -Здоровьесберегающие технологии Успешность современного педагога: -способность управлять собой -ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост -изобретательность и способность к инновационному творчеству.
Поэтому важным является формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ. А это достигается посредством применения системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся. Сегодня ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, что даст необходимый развивающий эффект. Мы не должны забывать о том, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность.
Системно-деятельностный подход Акценты нового стандарта Основная задача - создание и организация условий, инициирующих действие ученика Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий Расширение использования современных технологий
Инновации Проектная исследовательская деятельность: -Наличие значимой задачи, требующей поиск решения. -Практическая, теоретическая, познавательная значимость, предлагаемых результатов. -Самостоятельная деятельность, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. -Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов. Критерии внешней оценки проекта. -актуальность проблемы. -корректность методов исследования. -активность участников. -характер общения. -глубина общения. -умение аргументировать свои заключения, выводы. -эстетика оформления проекта. -умение отвечать на вопросы.
Инновации Создание собственных ресурсов: электронные тесты, презентации, лабораторные работы, программные продукты ИКТ-технологии: -работа с Интернет ресурсами. -создание мультимедийной библиотеки Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Инновации Преимущества использования ИКТ: -позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение; -способствуют повышению мотивации обучения; -повышают активность обучаемых; -повышают эффективность процесса обучения; -дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; -усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей; -расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического); повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся; -предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Интернет ресурсы
Мониторинг качества образования Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений. Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей хорошее качество образования связано: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Для учителей хорошее качество образования связано: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно; с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
родители администрация педагоги учащиеся Внутреннее информационное пространство Локальная сеть Электронный журнал Сайт школы Медиатека База данных ОУ Учебные помещения Интернет- доступ Обучение учителей Кабинет ИКТ Школьная библиотека Внешнее информационное пространство Дистанционные олимпиады Сетевые программы Дистанционное образование СМИ Сетевые конкурсы Связь с другими ОУ В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик
Результаты ГИА Результаты ЕГЭ Средние показатели результативности обучения учащихся по математике за последние три года (на основе итоговых годовых оценок)
Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах Результаты участия обучающихся в конкурсах по математике Ведётся работа с одарёнными детьми. Основная цель заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях.
Результаты республиканского тестирования Учебный год ПредметКласс Численность участников республиканского тестирования, % от общей численности учащихся Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей численности участников тестирования Средний балл г.математика 814(100%)0%75% г.математика 614(100%)0%85% г.математика 1011(100%0%86% г.математика 612(100%)0%97%
Обучение, методическая и консультационная поддержка педагогических работников в области инфокоммуникационных технологий. Использование ИКТ и ЭОР на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся, можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории.
Создавать новое – это и есть инновация. Инновационный проект Создание уроков с использованием информационн ых технологий Дистанционное обучение, конкурсы Элективные курсы Социально- психологически й мониторинг становления личности учащегося Творческая проектная работа во внеурочное время Библиотека, ресурсы Интернет Творческое взаимодействие с педагогами
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.