Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных квалификаций ГУ – Высшей школы экономики
Предпосылки создания системы профессиональных стандартов Проблемы сферы образования - отставание от требований рынка труда; - снижение инвестиционной привлекательности; - снижение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Отсутствие сформировавшейся институционализации, обеспечивающей взаимодействие рынков труда и образовательных услуг - слабо актуализируется перечень профессий в классификаторе в соответствии с перечнем и содержанием профессий на рынке труда, - отсутствует в полной мере гармонизация классификаторов труда и образования; ПС и ОС Отсутствие нормативной базы в сфере труда, соответствующей новым экономическим условиям: - новый классификатор профессий, - система ПС по видам экономической деятельности, - система оплаты труда и отраслевые тарифные соглашения, - система добровольной сертификации персонала Потребности работодателей: подготовка специалистов не соответствует - по содержанию, - по численности обученных по профессиям, - по оперативности внесения изменений в требования к необходимым компетенциям по профессиям
Предпосылки создания системы профессиональных стандартов Рынок труда Не удовлетворяется качество трудовых ресурсов Отсутствует институционализированное взаимодействие образовательных услуг Рынок
продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям. нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. 4 Профессиональный стандарт как отражение многоуровневой системы профессиональных квалификаций Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Образовательный стандарт – совокупный продукт деятельности работодателей и сферы образования.
Профессиональные стандарты: УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ I УРОВЕНЬ II УРОВЕНЬ III УРОВЕНЬ IV УРОВЕНЬ V УРОВЕНЬ Отсутствуют требования к профессиональным знаниям и умениям Рабочие задания рутинные, предопределенные - Рабочее задание руководит работником, ответственность косвенная. Профессиональные знания и умения приобретены либо в результате обучения, либо в процессе работы Работа под чьим-либо руководством Умение справляться с ограниченными рабочими заданиями Ответственность в пределах своего рабочего задания К профессиональным знаниям и умениям прибавляется сноровка Умение справляться с различными рабочими заданиями Предполагается способность к работе в коллективе, ответственность за свою работу Профессиональная зрелость Передача приобретенных профессиональных знаний и умений другим Умение справляться со сложными и чередующимися рабочими заданиями Готовность к ответственности за распределение ресурсов и за работу других К профессиональным знаниям и умениям прибавляются знания, умения и способности руководить Умение справляться с многочисленными сложными и разнообразными рабочими заданиями при меняющихся ситуациях Ответственность за распределение ресурсов и за работу других Знание теоретических основ экономической деятельности Умение справляться с рабочими заданиями, предполагающими владение разнообразными методами действия в изменяющихся и неожиданных ситуациях Большая самостоятельность, ответственность за стратегию, анализы, решения и их осуществление
Уровни профессиональных квалификаций по ВЭД ПК, ПП, сертификация ПК, ПП, сертификация ПК, ПП сертификация В/О, ПК, ПП сертификация СПО,ПК,ПП сертификация НПО, ПК сертификация Yкв. уровень IY квалиф. уровень III квалиф. уровень II квалиф. уровень I квалиф. уровень Начальный квалиф. уровень
Практика разработки и применения ПС в РФ Начало разработок с 1998 г.: - индустрия туризма г., - преподаватель профессионального обучения г., - менеджер инновационной деятельности 2002 г., - менеджер по внутрифирменному обучению 2002 г., - менеджер в сфере здравоохранения 2003 г., - индустрия питания – 2003 г. - специалист сухого строительства – 2004 г. - в области авиа конструирования гг., - в сфере информационных технологий гг.
Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия сфер труда и образования Сфера труда Сфера образования и ( по ВЭД ) обучения - определение специалистами по ВЭД основных требований к компетенциям; - внутренний аудит компетенций - актуализация программ обучения в соот- персонала; ветствии с требованиями работодателей; - найм персонала - повышение квалификации преподавателей; - организация и проведение сертификации - участие в системе внутрифирменного персонала, выпускников ОУ; обучения; - формирование отраслевого классификатора - гармонизация групп профессий и профессий; соответствующих им специальностей; - отслеживание новых компетенций; - разработка модулей новых компетенций; - формирование программ (модулей) - участие в системе внутрифирменного внутрифирменного обучения; обучения - мотивация персонала; - результативность образования и обучения - качество труда и конкурентоспособность на рынке продукции и услуг Работник - выстраивание профессиональной карьеры; - повышение производительности труда, проф. мотивированность; - активное участие в повышении квалификации; - достижение качества труда, конкурентоспособность на рынке
Квалификационные требования как инструмент взаимодействия рынков труда и образования Разработка системы профессиональных стандартов по видам экономической деятельности Гармонизация требований профессиональных стандартов и ГОС всех уровней, классификаторов профессий и специальностей Формирование национальной структуры профессиональных квалификаций Проведение мониторингов потребности рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе для взаимодействия с рынком образовательных услуг
Схема взаимодействия рынка труда и сферы профобразования и обучения Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Профессиональные стандарты Система профессионального образования и обучения Классификация профессий Классификация в образовании Образовательные стандарты Оценка квалификации Аттестация сертификация
Основные принципы построения и функционирования добровольной системы сертификации персонала в экономически развитых странах Общественное признание общенациональной системы сертификации персонала Соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 17024:2003 («Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала») Добровольность участия персонала в оценке их профессиональной компетентности Наличие профессиональных стандартов и общепризнанных квалификационных структур, которые являются основой для оценки профессиональной компетентности сертифицируемого персонала. Легальность и признание статуса выдаваемого сертификата Наличие системы аккредитации и мониторинга качества деятельности сертифицирующих организаций Наличие квалифицированных экспертов по сертификации персонала
Отраслевой совет (орган консолидированных работодателей по ВЭД) Разработка ПС Актуализация перечня профессий Внедрение системы сертификации персонала Анализ потребности отраслевого рынка труда Система образования РФ Разработка ОС на основе ПС Актуализация перечня специальностей Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда Институционализация взаимодействия рынков труда и образования по отраслям экономики
Основные результаты развития системы профессиональных квалификаций Содействие мотивации работника повышение уровня квалификации обучение в течение всей жизни Повышение качества рабочей силы соответствие требованиям рынка труда повышение качества товаров и услуг Повышение качества жизни
Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Спасибо за внимание!