Мультимедиа в образовании Преподаватель: к.п.н. Иванюк М.Е. САМАРА 2010
Мультимедиа : технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. - Внедрение мультимедиа-ресурсов приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.
Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно.
В деятельности школьника в системе "человек - компьютер - мультимедиа-ресурс", где отдельные умственные действия опосредствуются внешней изначально не усваиваемой им процедурой, формируется другой стиль мышления. Применяя в общем среднем образовании современные информационные технологии и мультимедиа-ресурсы, не следует забывать, что "творческий" уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека.
Перспектива использования мультимедиа-ресурсов в общем среднем образовании не должна умаляться, как и роль предметного обучения, роль учителя, хорошо знающего свой предмет и умеющего управлять развитием учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Только вооружив учителя конкретными мультимедиа-ресурсами, пригодными для использования на обычном школьном уроке, и методиками их применения, можно надеяться на успешное развитие на новой технологической базе педагогических технологий.
Использование мультимедиа-технологий в обучении школьников : компьютер и мультимедиа-технологии как объекты изучения; компьютер и мультимедиа-технологии как средства представления, хранения и переработки учебной информации; компьютер как средство организации учебного взаимодействия учащихся; компьютер как средство управления учебной деятельностью школьников
Модель сценариев, предложенная Андресеном классифицирует стратегию применения мультимедиа в образовании в соответствии с ролями преподавателей, обучаемых и мультимедиа в зависимости от последовательности предоставления изучаемой информации и выполнения учебных заданий. Сценарий "обозначает фиксированную последовательность действий, направленных на обучение"
Сценарии использования мультимедиа Использование линейных представлений мультимедиа- приложений Использование нелинейных представлений мультимедиа- приложений Обучающая программа или образовательный курс Создание мультимедиа
В процессе обучения планируется достижение одного из следующих пяти уровней: "стимул-ответ" - предполагает формирование определенных моторных навыков (правильной реакции на заданный стимул); обучение цепочкам событий - предполагается, что для достижения цели обучаемый должен освоить выполнение определенной последовательность действий; концептуальное обучение - обучаемый должен уметь определять общие свойства множества объектов;
В процессе обучения планируется достижение одного из следующих пяти уровней: 4. обучение правилам - предполагает обучение логическому увязыванию между собой концепций (понятий); 5. обучение решению задач - означает формирование навыков в применении правил; например, обучаемый должен уметь создавать Web-документы, корректно отображаемые всеми основными броузерами.
Это наиболее простая схема обучения, при использовании которой обучаемому предлагается выполнить некоторое действие (или ответить на вопрос) с немедленной реакцией на результат со стороны обучающей программы. Такая схема лучше всего подходит для достижения первого уровня обученности ("стимул-ответ").
Данная схема предполагает выдачу обучаемому сведений в форме несложных "наводящих" вопросов, которые направлены не столько на получение новых знаний, сколько на "пробуждение" логического мышления применительно к конкретной предметной области. Обучающий тест в различных модификациях может применяться в программах, рассчитанных на достижение второго и третьего уровней обученности.
"Репетитор" является, пожалуй, наиболее распространенной схемой обучения. Объясняется это не столько его эффективностью, сколько универсальностью и "естественностью". Суть данного подхода состоит в том, что обучаемому сначала выдается некоторая порция теоретического материала, затем следует проверочный вопрос, и в случае правильного ответа выдается следующая порция информации. Если уровень усвоения недостаточный, обучаемому предлагается дополнительная информация (пояснения) по тем разделам, которые вызвали затруднение
Требования к создаваемым мультимедийным продуктам Подбор учебного материала, определение структуры и формы его представления являются критически важными вопросами при создании любой обучающей системы. Проектирование пользовательского интерфейса само по себе является весьма сложным делом, а если учесть, что в обучающей системе на интерфейс возлагаются функции посредника между учеником и учителем, то трудности возрастают на порядок.
Требования к создаваемым мультимедийным продуктам По оценкам специалистов из компании Macromedia, при использовании "обычных" (не специализированных) средств программирования на разработку одночасового учебного курса требуется в среднем человеко-часов.
Требования к создаваемым мультимедийным продуктам Специализированные инструменты для создания учебных курсов, подобные Moodle, существенно снижают необходимые затраты времени и сил на разработку (в том числе и за счет предоставления различных шаблонов курсов).
Представление учебного материала Возможность совместного использования различных форм представления информации существенно повышает степень ее восприятия. При этом каждая форма имеет свои достоинства и недостатки.
По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом: - чтение текстового материала - 10%; - восприятие информации на слух - 20%; - восприятие визуальной информации - 30%; - сочетание визуальной и аудио информации - 50%; - обсуждение информации с другими - 70%; - данные, полученные на основе собственного опыта - 80%; - объяснение учебного материала другому - 90%.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ