Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС Щеклеина Светлана Николаевна, зав. центром инновационных образовательных проектов, старший преподаватель кафедры информационно-технологического и физико-технологического образования ИРО Кировской области, к.п.н.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Нормативные документы Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на годы и на перспективу до 2025 года» Постановление Правительства РФ от «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное обществ (2011 – 2020 годы)» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации в субъекты Российской Федерации от «О федеральном перечне учебников» Приказ от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Приказ от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении Сан ПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»
Структура курса по ФГОС Предметная область: «Математика и информатика» Учебный предмет: Информатика (7-9 класс, в классе: базовый и углубленный уровень). Профиль для старшей ступени обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
Модели (стратегии) преподавания предмета «Информатика» Модель 1. «Информатика» как профильный предмет Модель 2. «Информатика» как предмет базового уровня Модель 3. «Информатика» как часть общекультурных качеств человека
Модель 1. «Информатика» как профильный предмет для школьников, увлеченных предметом и выбравших его в дальнейшем основой своего профессионального образования (результаты обучения на углубленном уровне освоения предмета за курс школы, выбор ЕГЭ по информатике, участие и демонстрация высоких достижений во Всероссийской олимпиаде по информатике на региональном и заключительном этапе, в ИКТ конкурсах и олимпиадах). В старшей школе для подготовки к физико-математическому, естественно-научному, информационно-технологическому или индустриально-технологическому направлениям профессионального образования
Модель 1. «Информатика» как профильный предмет Изучение предмета непрерывно с 1 по 11 класс: – 1-4 класс: учебник Н.В. Матвеевой, 1 час в неделю в части формируемой участниками ОП и до 2-х часов внеурочной ИКТ подготовки в неделю; – 5-6 классы: * учебник Л.Л. Босовой, 1 час в неделю как учебный предмет и до 2-х часов внеурочной деятельности * или в рамках внеурочной деятельности: до 2-х часов ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – 7-9 класс: учебник И.Г. Семакина, 1 час в неделю как учебный предмет и до 2-х часов внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – класс: учебник И.Г. Семакина (углубленный уровень в естественно-научном и технологическом профилях), 4 часа в неделю как учебный предмет и до 4 часов во внеурочной деятельности учащихся.
Модель 2. «Информатика» как предмет базового уровня являющийся неотъемлемой частью будущей профессии и необходимый для успешного освоения других профильных предметов учащимся (результаты обучения на базовом уровне, ИКТ- активность учащихся в ИКТ конкурсах и проектной деятельности в профильных предметах с высоким уровнем встраивания ИКТ в исследовательскую деятельность). В старшей школе для подготовки к физико-химическому, химико-биологическому или биолого-географическому направлениям профессионального образования
Модель 2. «Информатика» как предмет базового уровня Изучение предмета непрерывно с 1/2/3 по 11 класс: – 1/2/3-4 класс: учебник Т.А. Рудченко или А.Л. Семенова, 1 час в неделю в части формируемой участниками ОП и 1 час внеурочной ИКТ подготовки в неделю; – 5-6 классы: * учебник Л.Л. Босовой, 1 час в неделю как учебный предмет и 1 час внеурочной деятельности * или в рамках внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – 7-9 класс: учебник Л.Л. Босовой или Н.Д. Угриновича, 1 час в неделю как учебный предмет и до 2-х часов внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – класс: учебник А.Г. Гейн (базовый уровень в естественно- научном профилях), 2 часа в неделю как учебный предмет и от 2 до 4 часов во внеурочной деятельности учащихся.
Модель 2. «Информатика» как предмет базового уровня являющийся неотъемлемой частью будущей профессии и необходимый для успешного освоения других профильных предметов учащимся (результаты обучения на базовом уровне, ИКТ- активность учащихся в ИКТ конкурсах и проектной деятельности в профильных предметах с высоким уровнем встраивания ИКТ в исследовательскую деятельность). В старшей школе для подготовки к социально-экономическому или аграрно-технологическому направлениям профессионального образования
Модель 2. «Информатика» как предмет базового уровня Изучение предмета непрерывно со 3 по 11 класс: – 3-4 класс: учебник А.В. Могилева, 1 час в неделю в части формируемой участниками ОП и 1 час внеурочной ИКТ подготовки в неделю; – 5-6 классы: * учебник Л.Л. Босовой, 1 час в неделю как учебный предмет и 1 час внеурочной деятельности * или в рамках внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – 7-9 класс: учебник Л.Л. Босовой или Н.Д. Угриновича, 1 час в неделю как учебный предмет и до 2-х часов внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – класс: учебник А.Г. Гейна (базовый уровень в социально- экономическом и универсальном профилях), 1 час в неделю как учебный предмет и от 2 до 4 часов во внеурочной деятельности учащихся.
Модель 3. «Информатика» как часть общекультурных качеств человека помогающих ему успешно развиваться в информационном обществе, в этом случае предмет имеет прикладной характер и входит в профильную активность школьника опосредованно, отдельными составляющими (метапредметные результаты обучения, общая информационная культура учащихся, информационная активность в самообразовании, коммуникативная культура гражданина страны). В старшей школе для подготовки к филологическому, психолого- педагогическому, гуманитарному или художественно- эстетическому направлениям профессионального образования
Модель 3. «Информатика» как часть общекультурных качеств человека Изучение предмета непрерывно со 3 по 11 класс: – 3-4 класс: учебник М.А. Плаксина, 1 час в неделю в части формируемой участниками ОП и 1 час внеурочной ИКТ подготовки в неделю; – 5-6 классы: * учебник Л.Л. Босовой, 1 час в неделю как учебный предмет и 1 час внеурочной деятельности * или в рамках внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – 7-9 класс: учебник Л.Л. Босовой, 1 час в неделю как учебный предмет и до 2-х часов внеурочной деятельности: 1 час ИКТ подготовки и 1 час по курсу «Информатика»; – класс: учебник А.Г. Гейна или И.Г. Семакина (базовый уровень в гуманитарном профиле), 1 час в неделю как учебный предмет и от 1 до 3 часов во внеурочной деятельности учащихся.
Альтернативные варианты выбора УМК (см. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»)
Основные направления деятельности образовательного учреждения (ОМО, РМО, ШМО учителей информатики) в уч. году Определение стратегии преподавания информатики в ОУ (системно-деятельностный подход, структура курса, место в учебном плане: обязательная часть, часть формируемая участниками образовательных отношений и/или внеурочная деятельность, выбор УМК и учебных пособий, методика преподавания). Анализ результатов образовательной деятельности по информатике (через систему оценки образовательных достижений обучающихся, в т.ч. систему учета индивидуального прогресса обучающихся, и мониторинг результатов педагогического труда). Разработка интегрированных учебных программ, учебных ситуаций, оценочного инструментария, автоматизированной сбора, обработки и учета результатов оценочных процедур (кодификатор, банк заданий, спецификация). 15
Успех это просто. Делайте то, что считаете правильным, делайте это правильно и в правильное время. Арнольд Глазгоу