Формирование нравственного здоровья младших школьников Тема по самообразованию учителя нач.классов Семиошиной И.И.
Словарь Ожегова Нравственность – «это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Нравственность – «это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
В.А.Сухомлинский «Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». «Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».
С.А.Соловейчик « Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. « Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.
С.И.Варюхина «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке…
Качества доброго человека Добрым можно назвать человека, у которого развиты качества: Добрым можно назвать человека, у которого развиты качества: любовь к Родине, рядом живущим людям, любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, способность к самоотречению во имя блага других, честность, честность, совестливость, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, чувство долга, справедливость, справедливость, трудолюбие. трудолюбие.
Нравственный мир личности включает в себя три уровня: включает в себя три уровня: - мотивационно – побудительный; - мотивационно – побудительный; - чувственно – эмоциональный; - чувственно – эмоциональный; - рациональный, или умственный. - рациональный, или умственный.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. состоит из нравственных чувств и эмоций.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.
Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.
Нравственные потребности состоят из следующих элементов: состоят из следующих элементов: Эмпатия Эмпатия Отзывчивость Отзывчивость Нравственная ценность Нравственная ценность Способность проявлять доброту на деле Способность проявлять доброту на деле Совесть Совесть
Этапы формирования совести 1. Воспитание у ребёнка чувства стыда; 1. Воспитание у ребёнка чувства стыда; 2. Развитие таких понятий, как моральный долг и ответственность 2. Развитие таких понятий, как моральный долг и ответственность