Подготовка к сочинению – рассуждению (поле С) В помощь выпускнику
Проблема героизма и предательства «Тарас Бульба» Н.Гоголя «Разгром» А.Фадеева «Судьба человека» М.Шолохова «Сотников» В.Быкова Любое произведение о ВОвойне Немного о многом (проблемы – аргументы)
Биографические данные русских писателей: И.Бунина, А.Солженицина, А.Куприна… Проблема утечки мозгов Проблема судеб русской интеллигенции
«Гроза» А. Островский «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Недоросль» Фонвизин «Война и мир» Л.Толстой Проблема отцов и детей
«Три пальмы» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев Проблема красоты
«Герой нашего времени» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Обломов» И.Гончаров Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков
«Песня про купца Калашникова» М.Лермонтов «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков «Двенадцать» А.Блок «На дне» М.Горький Проблема ревности
«По праву памяти» А.Твардовский «Реквием» А.Ахматова «А зори здесь тихие» Б.Васильев Проблема памяти
«Война и мир» Л.Толстой «После бала» Л.Толстой «Судьба человека» М.Шолохов Проблема нравственного долга
«Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Тихий Дон» М.Шолохов Проблема выбора жизненного пути
«Прощание с Матерой»В.Распутин «Царь –рыба» В.Астафьев «Не стреляйте в белых лебедей»Б.Васильев Проблема безжалостного отношения человека к природе
«Евгений Онегин» А.Пушкин «Олеся» А.Куприн «Мцыри» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Кладовая солнца» М.Пришвин Проблема человека и природы
«Война и мир» Л.Толстой «Петр Первый» А.Толстой «Капитанская дочка» А.Пушкин Роль личности в истории
«Уроки французского» В.Распутин «Песчаная учительница» А.Платонов Проблема личности педагога
«Кавказский пленник» Л.Толстой «Судьба человека» М.Шолохов Проблема противостояния трудностям
«Преступление и наказание» Ф.Достоевский «Война и мир» Л.Толстой «На дне» М.Горький «Матренин двор» А.Солженицин «Мастер и Маргарита» М.Булгаков Проблема сострадания и милосердия
«Война и мир» Л.Толстой «Василий Теркин» А.Твардовский Душевное состояние человека в условиях войны
«Русский язык» И.Тургенев «Евгений Онегин» А.Пушкин «Горе от ума» А.Грибоедов «Война и мир» Л.Толстой Проблема роли языка в жизни общества
1. Вступление Проблема: назывные предложения; вопросительные предложения; цитата; несколько слов об авторе текста… 2.Основная часть Комментарий Позиция автора текста (это ответ на проблемный вопрос) Аргументация собственной точки зрения 3. Заключение – вывод следствие (не забудьте вернуться к началу сочинения!) План сочинения - рассуждения
В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагивается проблема (чего?) нравственного выбора, экологии, добра и зла, гуманизма, ……. Вступление
Проблема – основной вопрос, требующий разрешения; Она определяется общественной значимостью; актуальностью вопроса. Это та сторона жизни, которая особенно интересует автора. Проблема
1.Социальные проблемы касаются жизни общества: Проблема усталости русского народа от потрясений Можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Взаимоотношение человека и общества. Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культурное наследие) Проблема непрекращающейся «утечки мозгов» из России. Самореализация творческой интеллигенции в современной России. Проблема отсутствия идеологии Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе Виды (типы) проблем
ОНИ связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп: Проблема многопартийности Как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чем опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура? Проблема судеб людей в условиях тоталитаризма. Проблема взаимоотношения власти и человека 2.Политические проблемы
отражают взаимодействие человека и окружающей среды: Проблема вмешательства человека в законы природы Проблема гармоничного взаимоотношения человека и окружающей среды Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы ? Проблема потребительского, безжалостного, бездумного отношения человека к миру природы. Роль учёных в деле охраны природы. Проблема уничтожения человечества Проблема ответственности человека перед будущими поколениями 3. Экологические проблемы
связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения: Проблема совести (порядочность, вежливость, интеллигентность) Проблема милосердия и сострадания Какого человека можно назвать культурным? Проблема предательства и героизма. Проблема предназначения красоты. Проблема ревности. Проблема формирования культуры радости Проблема доброты (что значит быть добрым?) Проблема нравственного выбора 4.Нравственные проблемы ( этические)
затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: Проблема смысла человеческой жизни Проблема свободы Как связаны язык и мышление? Роль мечты в жизни человека. Проблема времени и его быстротечности (И.Бунин) Проблема использования времени Проблема страха, природа страха Проблема познания и его роли в существовании человечества Проблема познания природы и человека 5. Философские проблемы
Какие понятия рассматривает автор. (ключевые слова) К какой категории относится проблема (нравственная, экологическая, политическая, социальная, философская, экономическая… ) Насколько она злободневна в наши дни Что делает ее жизнеспособной Исторические корни проблемы (кем и когда рассматривалась) Каким образом автор привлекает внимание к проблеме. (необычность построения текста, интересная сюжетная линия, использование средств художественной выразительности…) Почему эта проблема актуальна Чем она интересна нам Какое место отводится ей в тексте Какие последствия будет иметь, если не принять мер Комментарий проблемы (одной!) по тексту
В комментарии не должно быть следующего: Пересказа текста Рассуждений по всем проблемам Рассказа о действиях героев Общих рассуждений о тексте Комментарий
Позиция – это идейная оценка проблемы, точка зрения автора на проблему, отношение автора к проблеме. Позиция автора текста
Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что … Автор подводит читателя к мысли о том, что… Решая проблему, автор приходит к следующему выводу «…» - в этих словах, по – моему, отражена идея текста. «…» - в этом высказывании нашла свое отражение идея «…» - это высказывание точно отражает позицию автора Позиция автора очевидна:… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. Авторская позиция может быть выражена словами:
Автор, по-моему, не совсем прав… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как… По-моему, автор не совсем прав, утверждая, что… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что… Как корректно возразить автору.
Чтобы грамотно сформулировать личную позицию, нужно использовать оценочные слова: С удовольствием прочитал Нельзя остаться равнодушным К сожалению, к огорчению, к счастью… К немалому удивлению, обнаружил, узнал, определил, что... Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… Восхищаясь оригинальностью авторского решения, хочу сказать, что… Возмущает, радует, огорчает, удивляет, восхищает то, как… Разделяя позицию автора, с удовольствием отмечаю, что… Личная точка зрения (согласие или несогласие с позицией автора текста)
Ссылки на передачи Т.В., радио, кинофильмы Имена исторических деятелей Свидетельства очевидцев Названия событий Цитаты Даты Собственные наблюдения и выводы Положения официальных документов Общественные законы Законы природы Народная мудрость(приметы, обряды, пословицы…) Статистические данные Научные данные Примеры из литературы (художественной, публицистической, научной, исторической) Примеры из жизни окружающих. Выражение и защита своего понимания проблемы (аргументация)
Заключение – вывод Заключение – следствие Обращение к началу сочинения Таким образом, мы пришли к выводу, что… Итак, мы пришли к выводу, что… Заключение
Наболевшая проблема; острота поставленного вопроса; оценить истинный масштаб происходящего; роковые ошибки; немыслимые по масштабам трагические последствия человеческой деятельности; гармоничное сосуществование природы и человека; ответственность человека за бесхозяйственное отношение к земле; писатели задаются вопросом; отсутствие искренней заботы о земле; бездумное землепользование; нарушение нравственных норм; варварское отношение к окружающему миру. Возможные предложения и словосочетания. (для использования в сочинении)
Э.О. связана с проявлением речевой агрессии (грубое, оскорбительное обращение; словесное выражение негативных эмоций) Оскорбление Угроза Грубое требование Обвинение Насмешка Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов. Этическая ошибка – что это?