Особенности басен И.А.Крылова
Что это за басня? Квартет Лебедь, Щука и Рак Мартышка и Очки Слон и Моська Волк и Ягнёнок Стрекоза и Муравей
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.) Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Что же такое басня?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье спёрло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал с ним была плутовка такова. ВОРОНА И ЛИСИЦАВОРОНА И ЛИСИЦА
Термин Определение БАСНЯиносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты. ЦЕЛЬ БАСНИпоучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни. МОРАЛЬхудожественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. АЛЛЕГОРИЯкороткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера. ЭЗОПОВ ЯЗЫКосмеяние человеческих пороков, недостатков, общественной жизни.
Эзоп. Картина 17 века Рисунок 15 века к басням Эзопа Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни
Иван Андреевич Крылов Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени. Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню. С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен. В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет. Вышел на отставку в Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря. 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. Из биографии писателя
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М. Исаковский
Сравните басни. Перечислите основные особенности басни. Чем сходны басни двух авторов и чем отличаются? Сравнение басен: Название басни. Время написания. Форма написания (стихотворная, прозаическая) Герои басен. Композиция (сюжет, мораль) Характеры героев.
Особенности басен И.А.Крылова Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся). Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина. Крыловские обвинения направлены против всего несправедливого жизненного уклада.
Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки.
Иван Андреевич Крылов Домашнее задание: 1. Выразительное чтение наизусть одной из басен - индивидуально 2.Мини-спектакль по любимой басне – в паре. 3. Подберите к басням подходящие пословицы. 4. Попробуйте сочинит басню в прозе или стихах.
Из басен взяли мы слова: Мораль урока такова. Нельзя быть трусом и льстецом, И подхалимом, подлецом. Назойливость тоже вредна, Надоедает всем она. В делах любых нужно уменье И очень крепкое терпенье. Всему нас басни научили, Мы их за это полюбили.
Спасибо за урок!! Молодцы!!