Урок физики. 8 класс. «Электризация. Электрический заряд. Проводники и непроводники заряда » Основные вопросы: Основные вопросы: Роль электрических явлений в жизни человека Роль электрических явлений в жизни человека Электризация. Виды электризации Электризация. Виды электризации Электрический заряд. Два вида электрического заряда. Электрический заряд. Два вида электрического заряда. Проводники и непроводники электрического заряда Проводники и непроводники электрического заряда Прибор для обнаружения электрического заряда Прибор для обнаружения электрического заряда Презентация учителя физики МБОУ СОШ 5 г. Азнакаево, Р. Татарстан. Гагиной В.В.
Электростатика в природе
Существует предположение, что молния способствовала зарождению жизни
Молния: подарившая жизнь и двигатель эволюции. В 1953 году биохимики С. Миллер (Stanley Miller) и Г. Юри (Harold Urey) показали, что одни из "кирпичиков" жизни - аминокислоты могут быть получены путем пропускания электрического разряда через воду, в которой растворены газы "первобытной" атмосферы Земли (метан, аммиак и водород). Спустя 50 лет другие исследователи повторили эти опыты и получили те же результаты. Таким образом, научная теория зарождения жизни на Земле отводит удару молнии основополагающую роль. При пропускании коротких импульсов тока через бактерии в их оболочке (мембране) появляются поры, через которые внутрь могут проходить фрагменты ДНК других бактерий, запуская один из механизмов эволюции.
Так защищались от молнии в 18 веке
Виды молний: линейная шаровая шаровая
Устройство электроскопа : Цилиндрический корпус (1), который закрыт стеклом (2). Внутрь прибора вставлен металлический стержень (3) с легкоподвижными лепестками (4). От металлического корпуса прибора стержень отделен пластмассовой втулкой (5). Если выступающей части стержня коснуться каким-нибудь наэлектризованным телом, то лепестки отклонятся друг от друга. Для обнаружения наэлектризованных тел служат специальные приборы – электроскопы или электрометры Электроскоп – прибор для обнаружения наэлектризованных тел. Принцип его действия основан на отталкивании одноименно заряженных тел.
1) Наэлектризовать тело возможно трением, соприкосновением, через влияние или по индукции. 2) Существует два рода электрического заряда ( положительный и отрицательный ) 3) При электризации получают заряд оба тела ( одно – положительный, другое – отрицательный). 4) Тела с одноимёнными зарядами отталкиваются, с разноимёнными – притягиваются). 5) Одно и то же тело при взаимодействии с разными телами способно получить разный по знаку заряд. ( Например: потереть пластмассовую ручку или линей рукой и бумагой, а затем поочерёдно поднести к шарику.) 6) Существуют проводники и непроводники электрического заряда ( диэлектрики) 7) Электрический заряд тела можно измерить прибором – электрометром или электроскопом. Выводы на основе опытов:
Применение электризации в лечебных целях – используется так называемый статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания используются специальные электроаэрозоли; в лечебных целях – используется так называемый статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания используются специальные электроаэрозоли; для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров; для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров; для быстрого размножения чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях; для быстрого размножения чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях; для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электро камерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля. для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электро камерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.
Проверь себя 1. Как будет вести себя бумажная гильза, подвешенная на подставке, если к ней подвести эбонитовую палочку, потёртую о шерсть? А) оттолкнётся Б) притянется В) останется в покое 2. Как будет вести себя бумажная гильза, подвешенная на подставке, если к ней подвести стеклянную палочку, потёртую о шелк? А) оттолкнётся Б) притянется В) останется в покое 3. Как взаимодействуют стеклянная палочка, потёртая о шёлк и эбонитовая палочка, потёртая о сукно? А) Не взаимодействуют Б) притягиваются В) отталкиваются 4. Каким образом можно сообщить телу электрический заряд? А) трением Б) соприкосновением в) через влияние Г) способами А;Б;В 5. К проводникам электрического заряда относят: А) Металлы Б) Растворы солей В) тело животного Г) Всё перечисленное 6. Прибор для обнаружения на теле электрического заряда… А) Стереоскоп Б) Электрометр В) Электроскоп Г) Б;В
Почему птицы безнаказанно сидят на проводах высоковольтной линии? Почему молниеотводы делают заострёнными? Когда молниеотвод может оказаться опасным для здания? Почему во время грозы нельзя укрываться под деревьями? Знаете ли вы
Подведём итоги
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Гете Гете
К следующему уроку: Домашнее задание : Домашнее задание : §§ 25 – 27 §§ 25 – 27 Подумайте: Каким образом можно удалить с проводника на изолирующей подставке половину имеющегося на нём заряда? Подумайте: Каким образом можно удалить с проводника на изолирующей подставке половину имеющегося на нём заряда? Подготовить сообщения: Подготовить сообщения: а). « Электризация в быту и технике»* б). Влияние электризации на человека.* Изготовить действующую модель электроскопа* 4) Найти или придумать поговорки, пословицы, загадки, стихотворения по изучаемой теме. * 4) Найти или придумать поговорки, пословицы, загадки, стихотворения по изучаемой теме. * 5)Пройти тест на сайте: «Физика в школе» * 5)Пройти тест на сайте: «Физика в школе» *
Продолжи фразу сегодня я узнал... сегодня я узнал... я на уроке научился... я на уроке научился... было трудно... было трудно... особенно понравилось... особенно понравилось... оценка себе... оценка себе...