Компьютер и здоровье школьника МОУ «СОШ с. П. Инаркой ученица 9 класса Шидакова Зарема Зауровна Руководитель: Куашева Лариса Зулимбиевна
Содержание Введение Теоретическая часть Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером Признаки развития зависимости ребенка Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером Практическая часть Анкетирование Сопоставление статистических данных:при работе с компьютером у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров Заключение Литература
Цель: Выяснить какое влияние оказывает компьютер на здоровье, развитие ребенка. Задачи: 1. Изучить информацию о происхождении и влиянии компьютера на здоровье и психологическое развитие ребенка. 2. Обобщить полученные данные, сделать выводы. 3. Провести анкетирование учащихся 5-9 классов, с целью узнать какое время младшие школьники проводят за компьютером, и как его используют. 4. Составить рекомендации учащимся для профилактики негативного влияния компьютера.
Компьютер и здоровье Изучив различную информацию, мнение специалистов, мы узнали, что компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, медики отмечают несколько факторов риска.
Проблемы, связанные с электромагнитным излучением Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
Проблемы зрения Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.
Перегрузка суставов кистей рук. Заболевания позвоночника От долгого сидения за компьютером в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы.
Вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером : воздействие электромагнитного излучения монитора; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка суставов кистей; сидячее положение в течение длительного времени;
Психологические проблемы Специалисты говорят, что когда речь идет о ребенке, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст малыша, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к возникновению : Компьютеромании. Изменениям в эмоциональном плане. Повышенной агрессивности. Частым вспышкам насилия. Прекращения у ребенка полета фантазии. Ухудшению работы некоторых видов памяти. Эмоциональной незрелости и общей безответственности.
Положительные моменты Компьютер является средством коммуникации. Видеоигры способствуют активизации работы головного мозга человека, развивают концентрацию и внимание. Логические игры способствуют развитию формально- логического, комбинаторного мышления.
Выводы исследования Итак, обобщая найденную информацию, мы выяснили, что, выполняя эту основную функцию информационного общества, компьютер влияет на здоровье детей. При долговременной работе за компьютером развиваются заболевания, связанные с нарушением осанки и позвоночника, зрения, органов дыхания. Компьютеры оказывают как негативное, так и положительное влияние на психологическое развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия необходимо выполнять профилактические мероприятия, а в частности рекомендации врачей для детей, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье, а так же и рекомендации для здоровых детей.
Рекомендации: Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его. Правильное расстояние до монитора - около см (на расстоянии вытянутой руки), желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз. Ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые минут занятий.
Гимнастика для глаз 1. Крепко зажмурить глаза, открыть. Повторить 10 раз. 2. Быстро поморгать 20 раз. 3. Глазами вверх-вниз-влево-вправо 5 раз. 4. Тоже самое повторить закрытыми глазами 5 раз. 5. Надавить на веки пальцами, отпустить-10 раз. 6. Круговой массаж глаз: По верхнему веку от виска к носу, по нижнему -от носа к виску. 10 раз. 7. Круговые движения глаз влево- 5 раз вправо- 5 раз. 8. Двумя глазами смотреть на кончик носа, затем - на любую точку вдали. 10 раз. 9. Смотреть то на палец вытянутой руки, то на точку. Когда смотришь на палец - двоится точка, когда на точку - двоится палец. 10. «Пальминг». Закрыть глаза ладонями, стараясь увидеть «бархатную черноту».
Практическая часть Исследование Когда мы изучили информацию о влиянии компьютера на здоровье и психологическое развитие ребенка, мы задумались, а сколько времени проводят за компьютером младшие школьники, в какие игры они играют? Что касается времени, проводимого за компьютером, то 21 человек (31,8%) сидит за компьютером полчаса в день, 25,7% - по часу, 42,5% - более двух часов ежедневно. При этом 86,3% младших школьников родители контролируют количество часов проводимых за компьютером ежедневно, 14,7% - нет.
Результаты: Компьютер есть у 65 из 68 опрошенных – 95,5%, играют в развивающие, обучающие игры – 22 человека 32,4%. На диаграмме отражен график предпочтения разных видов деятельности младшими школьниками.
Выводы: Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что третьеклассники проводят больше времени за компьютером, чем рекомендуют специалисты, повышая тем самым риск возникновения различных заболеваний, о которых говорилось выше. Дети данного возраста в большей степени предпочитают игры, которые могут повлечь за собой повышение агрессии, утомляемости, и других нервных расстройств. Для профилактики негативного влияния компьютера мы разработали рекомендации, которые не особенно отличаются от рекомендаций специалистов, но применимы именно к моим сверстникам.
Литература: 1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.- Петербург МСМХС, 1998 г. 2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – , стр Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – , стр Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997 г ru 6. ru.