Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов Чухланцева Марина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Бирска РБ
Контроль и оценка как учебные действия - являются необходимыми условиями для формирования полноценной учебной деятельности школьников, - способствует у них формированию общих способностей к самоизменению, к саморазвитию.
Согласно требованиям ФГОС НОО оценка как средство обеспечения качества образования предполагает- вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.
Среди отличительных особенностей системы оценки следует выделить: Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования); Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ; Оценку динамики образовательных достижений обучающихся; Уровневый подход к разработке планируемых результатов; Использование накопительной системы оценивания (портфолио); Использование методов оценки.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов: Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В системе оценивания в начальной школе по требованиям ФГОС используются: Внутренняя оценка Внешняя оценка
Разработчики системы оценивания достижения планируемых результатов на уровне начальной школы рекомендуют использовать три вида оценивания: Стартовую диагностику, Текущее оценивание, Итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (на входе) в 1-ых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их «предметной» готовности.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ обучающихся.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщённый результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения: -листы наблюдений, -дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, -результаты выполнения проверочных работ, -различные папки работ обучающихся, составляющие портфолио.
Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Прежде чем чему-то научить, Следует самим нам научиться Детские ошибки возлюбить, Чтобы лишний раз не ошибиться. Главное, зависимое слово, Спинку ровно, ручка, карандаш… Раз за разом, год за годом снова, А на выходе – ребячий гений наш.
« Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Плутарх