Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»
«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
ПРОГУЛКА «Прогулка» - вступительная пьеса к циклу, которая в дальнейшем звучит между отдельными частями произведения, связывая их в единое целое. Музыкальные образы «Прогулки» – это эмоциональный отклик композитора на увиденное и прочувствованное им. «Пишу четвертый номер – связки хороши (на promenades). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедах видна», - писал Мусоргский Стасову. С первых же звуков «Прогулки» мы ощущаем глубокую народность ее музыки, близость русской песне.
Гном У Гартмана это бал эскиз деревянной детской игрушки в виде маленького гнома для раскалывания орехов («Щелкунчик»). Мусоргский «очеловечил» гнома, показав сложный душевный мир этого уродца. Характер музыки здесь отличается фантастичностью и причудливостью. У художника Гармана в макете игрушки был изображен печальный, кем-то обиженный карлик. В музыке Мусоргского рассказывается именно о таком «Щелкунчике». В ней с удивительными подробностями раскрывается характер, состояние и даже облик обездоленного человечка, внешне отталкивающего своим безобразием и колючестью, но не потерявшего доброты.
Старый замок «Старый замок» - произведение, овеянное поэтической мечтательностью. По свидетельству В.Стасова, на картине Гартмана изображен был «средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». Колорит песни определяется певучей основной мелодией, написанной в стиле пасторалей 18 века. Представьте себе, что вы очутились возле старого, разрушенного временем дворца. Безжизненные серые развалины пугают вас. Они глядят темными пустыми глазницами окон, словно дремлющее чудовище… Вдруг раздается резкий звук, похожий на скрип, и огромные двери распахиваются перед вами… Вот и лестница. Ее ступеней тоже коснулось безжалостное время, они шатаются и постанывают под ногами, словно на что-то жалуются. И вдруг замок наполняется удивительными звуками. Они бьются в полуразрушенные своды, разлетаются по анфиладам дворца и зовут за собой в старинную сказку…
«Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») – капризная привлекательная жанровая сценка, пленяющая мягким юмором. «Быдло» - у Гармана была изображена польская телега на громадных колесах, запряженная волами. Медлительные аккорды в басу передают трудное движение скрипучей телеги и служат фоном для простой и заунывной мелодии народного склада – как бы напева возницы. К концу пьесы песня удаляется, как бы теряясь вдали.
«Балет невылупившихся птенцов». Эскиз Гармана к постановке балета «Трильби» изображал детенышей – канареек в скорлупках, покрывающих их тельца. Музыка создает впечатление подпрыгивающих, суетящихся птенцов. Забавная и грациозная сценка написана в скерцозно – танцевальном жанре..
«Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») – фантастическая картинка часов в русском стиле, изображавших сказочное жилище ведьмы. Быстрая и стремительная музыка – размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней частью – вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
МУСОРГСКИЙ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ». 1. Другое название картинки «Римская гробница» или «С мертвыми на мертвом языке». 2. Фантастическая картинка, прообразом которой послужил проект часов в русском стиле. 3.Пьеса, которая звучит вначале и между картинками, о ней Мусоргский писал: «Моя физиономия в интермедах видна». 4.Художник, друг Мусоргского, нарисовавший картинки. 5.«Картинка», рисующая торговок и сплетниц с рынка. 6.Уродец, художественным прообразом которому послужила игрушка для раскалывания орехов. 7. Он был старым, средневековым… 8. В исполнении какого инструмента звучат «Картинки с выставки»?
Автор проекта– Погодина Ирина Петровна, преподаватель высшей категории. Автор статей – «Концертная деятельность школьников. Виды школьных концертов.», «Слушание музыки – как необходимый предмет для изучения в школе – искусств»