Мастер класс по теме Исследование и наблюдения над величинами. Объём
Сербина Светлана Петровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 3
Работа над каждой из величин длина, масса, объём строится по следующему плану: Актуализация приёмов непосредственного сравнения изучаемых величин. Постановка проблемы сравнения величин с помощью мерки. Вывод общего принципа измерения величин: чтобы измерить величину (длину, массу, объём), надо выбрать единицу измерения и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине. Практическое измерение величин с помощью различных мерок. Постановка проблемы о необходимости при сравнении величин использования единой мерки. Исследование о зависимости результатов измерения от выбора мерки. Вывод о том, что сравнивать величины можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. Исторические сведения о величинах и их измерении и вывод о необходимости при сравнении величин использования единой мерки. Знакомство с эталонами - сантиметром, килограммом, литром. Практические измерения с помощью эталонных мерок. Решение задач на сравнение и вычитание, выраженных в общепринятых единицах измерения.
Актуализация приемов непосредственного сравнения объемов предметов. Постановка проблемы сравнения объемов с помощью мерки.
= Практическая работа. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи. = с ч с ч
Визуальное сравнение сосудов по объему (стр. 10, N 2) = > < Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б.
< вб л < т с к =
Вывод принципа измерения объёма сосудов. Зависимость результатов измерения объёма от выбора мерки. для измерения объёма сосуда нужно узнать, сколько мерок в нем содержится. чтобы измерить объём предмета, надо выбрать мерку (единицу измерения) и узнать, сколько мерок содержится в этом сосуде.
?
е е е е е а = 4 е а
Первичное закрепление. Постановка проблемы необходимости использования при сравнении объёмов единой мерки. Сравни по объёму сосуды а и б, если а = 5 с, б = 8 с. < <
е 1 е 1 е 1 е 1 е 1 е 1 е 1 е 1 е 2 е 2 е 2 е 2 е 1 е 1 4 е 1 е 2 е 2 2 е 2
Выводы: Чем больше единица измерения объёма, тем меньше её значение. Сравнивать, складывать и вычитать объёмы можно лишь тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
Исторические сведения об измерении объёма. Литр. Первоначальные древние меры жидкости - бочка и ведро. Древней мерой зерна была кадь. Литр 1 литр 1 л
Сложение и вычитание объёмов сосудов. Решение текстовых задач.
Задача 4 Мама варила кашу и положила 8 столовых ложек крупы и 2 столовые ложки сахарного песку. На сколько меньше она положила сахара, чем крупы? Какая здесь единица измерения? К С 8 л. 2 л. ? 8 – 2 = 6(л.) на 6 ложек.
Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, Петя -5 вёдер, а Оля - 1 ведро. Сколько вёдер воды они принесли вместе? Какая здесь единица измерения? Задача = (в.) 9 вёдер. 3 в. 5 в.1 в. 3+
Выводы, полученные на данном уроке: Объём является величиной он характеризует вместимость сосудов, больше или меньше жидкости или сыпучих тел в них. Чтобы измерить объем сосуда, нужно выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок содержится в этом сосуде. С увеличением мерки значение объёма уменьшается, и наоборот. Поэтому сравнивать, складывать и вычитать объемы можно только тогда, когда они измерены одной и той же меркой. Древние единицы объема были не точны. Сейчас в качестве мерок используются единые для всех единицы измерения объема (эталоны). Одной из них является литр.
Пройдя тему ВЕЛИЧИНЫ, учащиеся убеждаются, что соотношения, выражающие взаимосвязь между частью и целым, верны как для групп предметов, так и для величин. = <
= >