Теоретические и практические аспекты написания исследовательской работы
Как выбрать тему? Школьник должен ответить на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Как сформулировать цель? Ответить на вопросы: Для чего я делаю эту работу? Какую пользу получу я и окружающие меня люди? Могу ли я после написания этой работы продолжить ее? Что лично я хотел бы получить в результате исследования? Цель должна отвечать на вопрос: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
Как сформулировать задачи? Ответить на вопросы: Что мне нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Необходим ли мне план исследования? Нужно ли мне обратиться к литературным источникам? Нужна ли мне чья-либо помощь? Нужно ли мне работать по этапам или я достигну цели, если буду работать над всеми пунктами плана?
Как сформулировать гипотезу? Ответить на вопросы: Что я хочу получить в результате? Каким я представляю результат? А может ли быть…? Предполагается, что данный объект имеет определенные свойства. А я считаю, что…
Как выбрать объект и предмет исследования? Ответить на вопросы: Что я изучаю? (Предмет) Где это расположено? (Объект) Какой процесс я вижу/наблюдаю? (Предмет) Что является источником этого процесса? (Объект) Кто является действующими лицами исследования? (Объект) Какими свойствами они обладают? (Предмет)
Как определить практическое значение? Ответить на вопросы: Кому полезно мое исследование? Кто им может заинтересоваться? Что нового в моем исследовании, чего еще не изучено? Как я могу прорекламировать свою работу?