Основы алгоритмизации Алгоритмы. Типы алгоритмов. Блок-схемы. Вопросы и задания.
Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя.
Исполнитель объект, который выполняет алгоритм.
В алгоритме команды записаны одна за другой в определенном порядке. Исполняются они не обязательно в том же порядке. В зависимости от того, каков порядок исполнения команд, можно выделить три типа алгоритмов: линейные алгоритмы линейные алгоритмы разветвляющиеся алгоритмы разветвляющиеся алгоритмы с повторением алгоритмы с повторением
линейным Алгоритм решения задачи называется линейным, если исполнитель все команды алгоритма исполняет одну за другой в порядке их записи. 1. Взять ручку. 2. Снять колпачок. 3. Нарисовать стрелку.
разветвляющимся Алгоритм называется разветвляющимся, если после проверки условия в разных ситуациях исполняется один из двух разных наборов команд. условия Идёт направо? да-нет Песнь заводит Сказку говорит
Алгоритмами с повторениями Алгоритмами с повторениями называют алгоритмы которые содержат команду повторения.повторения 1. Пока фигура не закрашена, повторять: 2. Поместить прямоугольник в фигуру.
Условие Условие понимается как вопрос на который исполнитель даёт один из двух ответов «да» или «нет». Повторение Повторение - это набор команд, которые исполняются до тех пор, пока выполняется некоторое условие.
Свойства алгоритма Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги; Понятность – каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю; Точность - указание последовательности шагов; Результативность - получение результата за конечное число шагов; Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач.
Способы описания алгоритма: Словесный (письменно или устно); Графический (стрелками, рисунками, блок – схемами); Программный.
Линейные алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы
Алгоритмы с повторением
Задача. Переправа. К берегу реки, где была лодка, вмещающая только двух человек, подошли два разбойника и два путешественника. Разбойники не решались напасть на путешественников. В случае если на берегу останется один путешественник и два разбойника, они нападут на него. Как надо переправиться через реку разбойникам и путешественникам, чтобы последние смогли избежать нападения? Обозначения: П1 – первый путешественник П2 – второй путешественник; Р1 – первый разбойник; Р2 – второй разбойник.
Первый берег Второй берег Нач.П1 П2 Р1 Р2 1П2 Р2П1 Р1 П2 Р2П1 Р1 2П2 Р2 П1Р1 П1 П2 Р2Р1 3Р2П1 П2 Р1 Р2П1 П2 Р1 4Р2 Р1П1 П2 Р1 Р2П1 П2 5Р1 Р2 П1 П2 Кон.П1 П2 Р1 Р2
Алгоритмические задачи Задание. Волк, коза и капуста. Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только старика и одного «пассажира». В каком порядке старик перевезёт «пассажиров»? Не забудь, что волк может съесть козу, а коза – капусту.
Задание. Переправа. (д/з) Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи. Обозначения: 1 м – один мальчик; 2 м – два мальчика; 1 в – один взрослый.
способ 2 способ 3 способ 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг
1. Что такое алгоритм? 2. Перечислить типы алгоритмов. 3. Что такое «условие»? 4. Составить алгоритм действия лифта. 5. Нарисовать блок-схему.