Одно из древних изображений мироздания по представлению Коперника. Результат, полученный в пределах математической модели, ее аксиом и аппарата- языка, и есть истина? Истина Голос Природы и времени, Истина в нас затаенный наставник С неба ниспослана, мир весь объемлет, Солнечный свет, всех ветров дуновение... У. Томпсон Бэкон...солнце Светлой Истины бессмертное Может спрятаться за тучами; но свет его Не изменится от этого, лишь скроется За моим несовершенством, слабой верою И за тысячью причин, не позволяющих Людям укрепиться в добродетели. Ханна Мор
Автор: Чеботарева Фаина Мэлсовна учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
Учебные предметы: математика, информатика, история, МХК (мировая художественная культура). Участники: учителя математики, истории, МХК, информатики, библиотекарь, учащиеся 7 – 10 классов.
4 Дидактические цели: развивать способности к самообучению, повысить уровень учебной мотивации учащихся, развивать навыки активного слушания при работе в группах, обучить умению эффективно создавать творческий продукт с использованием различных источников информации. 4 Методические задачи: дать представление о путях получения и доказательства истины в науке на примере геометрий Евклида и Лобачевского, познакомить учащихся со взглядами эпистемологии и аксиологии на общечеловеческие ценности, научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов.
Этапы проведения проекта 4I этапмотивационный Постановка проблемы. «Мозговой штурм» (формулировка тем исследований учеников). Формирование групп для проведения исследований. 4 II этапобучающе – тренировочный Выдвижение гипотез решения проблем. Выбор творческого названия проекта каждой группы. Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группе). 4 III этаписследовательский Работа с различными источниками информации ( первоисточники, научно - популярная литература, Интернет ресурсы ). Самостоятельная работа групп. Подготовка школьниками отчета о проделанной работе в виде презентаций и публикаций. 4 IV этапобобщающий Представление результатов на научно-практической конференции.
Деятельность учителя: 4 Предъявление творческого задания. 4 Составить план-график консультаций и использования компьютерного класса. 4 Организация представления результатов работы Более подробный план работы учителя
Деятельность учащихся: 4 Формулировка вопросов, гипотез, идей к проекту каждым участником. 4 Обсуждение в группах, выбор оптимальных решений и эффективных форм работы. 4 Самостоятельная работа по проекту. 4 Подготовка презентаций, буклетов, дидактических материалов к отчету. 4 Защита творческого проекта.
Темы самостоятельных исследований: 4 Почему любую теорию современной науки нельзя считать единственно верной ? Почему возникают «новые» геометрии (например, геометрия Лобачевского)? 4 Существует ли гармония истины и красоты? 4 Почему утверждение «дважды два – десять» можно считать истинным? 4 В мифах больше истины или вымысла?
4 Презентации 4 Буклет 4 Дидактический материал Результаты исследований учащихся: ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Идеал красоты» ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Лобачевский и его геометрия» ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Системы счисления» КАРТОЧКА 1 КАРТОЧКА 2 «В мифах больше истины или вымысла?» ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Докажи!!!
Вывод: По результатам статистических, психологических, исторических, математических и философских обоснований и исследований можно заключить, что любая истина становится абсолютной, когда превращается в реальность. Наука отнюдь не гарантирует, что полученный с ее помощью результат обязательно описывает природную реальность.
4Энциклопедия юного математика. М:»Просвещение, М. Клайн Математика. Поиск истины. М: Мир, А. Даан – Дальмендико, Ж. Пейффер Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. Пер. с франц. М: Мир, Детская энциклопедия. Пер. с англ. М: Росмэн, Я.И. Перельман. Живая математика. Екат.: Тезисы, http:// 4http:// 4http://ns.math.rsu.ru/mexmat/polesno/evklid.ru.htmlhttp://ns.math.rsu.ru/mexmat/polesno/evklid.ru.html Список используемых материалов: Web – ресурсы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Истина алмаз, сокрытый в глубине; а те вещи, что лежат на поверхности нашего мира, взвешиваются на неверных весах традиции " Истина алмаз, сокрытый в глубине; а те вещи, что лежат на поверхности нашего мира, взвешиваются на неверных весах традиции Байрон Байрон