Развитие фонетических навыков речи. Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Содержание обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование произносительных и интонационных навыков у учащихся при обучении иностранному языку.
Advertisements

Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО ! (SAY IT RIGHT!) Учителя английского языка МБОУ«Лицей 3» Шалдамановой.
Методические принципы, приемы и средства обучения чтению на младшем этапе обучения.
Выполнил: учитель английского языка МОУ СОШ 3, Баландина Е.В.
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
В настоящее время все чаще на уроках иностранного языка применяются разнообразные компьютерные программы. Как правило, обучающие программы, используемые.
Модель становления техники чтения на английском языке у учащихся младшей школы. Доклад Буняевой Л.М. – учителя английского языка.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Особенности формирования речевых навыков у детей с ОВЗ 2014 год год. Борунова Н. И. учитель-дефектолог.
Тема по самообразованию «Формирование навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе»
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
ГОУ СО "Новоуральская СКШ 59" П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы П О П Р О И З Н О Ш Е Н ИЮ Автор - составитель Евдокимов С.В., учитель-логопед.
Адамович Татьяна Владимировна Учитель английского языка МБОУ «Кожевниковская СОШ 1»
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
О бучение чтению по УМК Forwardиздательства Вентана-Граф Т.А.Кузнецова, учитель-методист, Заслуженный Учитель России.
Содержание специального (коррекционного) образования детей с нарушенным слухом детей с нарушенным слухом в современных условиях в современных условиях.
Транксрипт:

Развитие фонетических навыков речи

Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Содержание обучения фонетике Содержание обучения фонетике

Современные подходы к развитию этих навыков Современные подходы к развитию этих навыков Особенности обучения фонетике на разных этапах Особенности обучения фонетике на разных этапах

Which statements are true, false or debatable? Teaching grammar and communicative skills is more important than teaching pronunciation. Teaching grammar and communicative skills is more important than teaching pronunciation. Pronunciation should not be deliberately taught. Pronunciation should not be deliberately taught. A non-native speaker cant serve as a model for teaching pronunciation. A non-native speaker cant serve as a model for teaching pronunciation.

One of the reasons for pronunciation errors is that the learners transfer their native sounds to the second language. One of the reasons for pronunciation errors is that the learners transfer their native sounds to the second language. The learners should not forget about the native language sounds in order to learn the target language pronunciation The learners should not forget about the native language sounds in order to learn the target language pronunciation

Correct English speech sounds are more important than intonation Correct English speech sounds are more important than intonation In order to master the pronunciation, it is necessary to sound like a native speaker. In order to master the pronunciation, it is necessary to sound like a native speaker. The quickest way to master the target pronunciation is to have contacts with native speakers. The quickest way to master the target pronunciation is to have contacts with native speakers.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем, как эти слова соединяются в предложении. В естественной языковой среде это происходит одновременно. В условиях неязыковой среды постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание

Draw a sheep on the board (Spanish speakers draw a ship) Draw a sheep on the board (Spanish speakers draw a ship) Write the letter P above the sheep (Arabic – often write B) Write the letter P above the sheep (Arabic – often write B) Use the P as the start of the word pleasant (Japanese write present) Use the P as the start of the word pleasant (Japanese write present) Write light next to pleasant (Japanese write the word right) Write light next to pleasant (Japanese write the word right) Draw a mouse (Spanish and Japanese draw a mouth) Draw a mouse (Spanish and Japanese draw a mouth) Draw a pear next to the mouse (Arabic speakers draw a bear) Draw a pear next to the mouse (Arabic speakers draw a bear)

Что может представлять наибольшую трудность в плане фонетики для русскоговорящих учащихся? Что может представлять наибольшую трудность в плане фонетики для русскоговорящих учащихся?

Когда вы слышите английскую речь, можете ли вы: Определить, хорошее у этого человека произношение или нет; Определить, хорошее у этого человека произношение или нет; Отличить носителей языка от иностранцев; Отличить носителей языка от иностранцев; Отличить англичан от американцев/канадцев/австралийцев? Отличить англичан от американцев/канадцев/австралийцев? На основании чего можно сделать тот или иной вывод? Как бы вы оценили свое произношение?

Произносительные навыки Ритмико- интонационные Ритмико- интонационные Слухо- произносительные Слухо- произносительные

Ритмико-интонационные навыки – это: Знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных Знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных Именно отсутствие этих навыков выдает нас как иностранцев Именно отсутствие этих навыков выдает нас как иностранцев С помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного С помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного Эти знания составляют часть социолингвистической компетенции Эти знания составляют часть социолингвистической компетенции

Слухо- произносительные навыки - Аудитивные Аудитивные Собственно произносительные Собственно произносительные

Аудитивные навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложения и т.д.

Собственно произносительные навыки предполагают способность правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях

Расставьте перечисленные фонетические умения по степени важности Читать различные типы транскрипции Читать различные типы транскрипции Писать транскрипцию Писать транскрипцию Делать интонационную разметку текста Делать интонационную разметку текста Понимать общий смысл речи на слух (даже ярко выраженный национальный акцент) Понимать общий смысл речи на слух (даже ярко выраженный национальный акцент) Определить вариант АЯ на слух Определить вариант АЯ на слух Абсолютно правильно произносить все звуки Абсолютно правильно произносить все звуки Использовать разнообразные интонационные и ритмические модели Использовать разнообразные интонационные и ритмические модели Правильно использовать ударение в словах и в предложении Правильно использовать ударение в словах и в предложении Не оглушать согласные в конце слов Не оглушать согласные в конце слов Правильно произносить дифтонги Правильно произносить дифтонги Не допускать палатализации Не допускать палатализации Адекватно использовать аспирацию Адекватно использовать аспирацию Уметь воспроизвести текст, точно повторяя все нюансы исходного текста-образца Уметь воспроизвести текст, точно повторяя все нюансы исходного текста-образца

Следует отметить, что к вариантам разговорного английского языка сегодня относятся значительно терпимее и так называемое поставленное произношение (RP – RECEIVED PRONUNCIATION) не является единственно допустимым нормативным вариантом. Следует отметить, что к вариантам разговорного английского языка сегодня относятся значительно терпимее и так называемое поставленное произношение (RP – RECEIVED PRONUNCIATION) не является единственно допустимым нормативным вариантом.

«Надо ли обучать фонетике телефонистку, которая сама не будет произносить ни одного слова и задача которой будет заключаться только в том, чтобы принять информацию и присоединить штекер в нужную позицию»? И. Н. Верещагина

Произносительные навыки сами по себе не являются речевыми, т.к. произносить можно не только осмысленные слова и фразы, но и просто звуки. С другой стороны, нет речевого навыка, который бы не включал произносительных навыков, т.к. без артикуляционных движений речевого аппарата нельзя ни говорить, ни слушать, ни читать, ни писать. А это значит, что развитие речевых навыков начинается с формирования произносительных навыков.

В естественных условиях человек развивает навыки аудирования и говорения и, значит, произносительные навыки формируются наряду с лексическими, грамматическими, аудитивными и т.д. Но трудно воспроизвести условия естественной языковой среды в учебных заведениях. Это доказывает необходимость развивать произносительные навыки отдельно. Однако недостаточно их формировать только на упражнениях в артикуляции независимо от лексики. Такой навык хуже подлежит переносу, он быстрее угасает без специальной тренировки.

Артикуляторный подход (И.А. Грузинская, К.М. Колосов) Типологические группы фонем: Совпадающие в обоих языках Совпадающие в обоих языках Несовпадающие Несовпадающие Частично совпадающие. Частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения являются последние две группы, особенно частично совпадающие (м, н, л) Наиболее трудными для усвоения являются последние две группы, особенно частично совпадающие (м, н, л) Обучая согласным звукам, надо обращать внимание на артикуляцию, палатализацию и аспирацию Обучая согласным звукам, надо обращать внимание на артикуляцию, палатализацию и аспирацию

При работе с английским гласными звуками следует обратить особое внимание на долгие звуки, а также на дифтонги При работе с английским гласными звуками следует обратить особое внимание на долгие звуки, а также на дифтонги

Основные положения артикуляторного подхода 1. Начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс. 2. Каждый звук должен быть отработан тщательно в отдельности

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука. 4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно

Основные этапы работы со звуком Ориентировка Ориентировка Планирование Планирование Артикулирование Артикулирование Фиксирование Фиксирование Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции

Заслуга этого подхода состоит в Создании системы фонетических упражнений Создании системы фонетических упражнений Том, что впервые стали уделять заслуженное внимание формированию фонетических навыков Том, что впервые стали уделять заслуженное внимание формированию фонетических навыков

Недостатки подхода Вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих изучать ИЯ, но чистоты навыка не дают. Вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих изучать ИЯ, но чистоты навыка не дают. При переходе от одного навыка к другому наступает деавтоматизация навыка При переходе от одного навыка к другому наступает деавтоматизация навыка

Акустический подход Акцент делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию Акцент делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию Изучение звуков идет не изолированно, а в речевых структурах, моделях Изучение звуков идет не изолированно, а в речевых структурах, моделях В основе упражнений лежит повторение, имитация В основе упражнений лежит повторение, имитация Чистоте фонетического навыка не придается большое значение Чистоте фонетического навыка не придается большое значение

Акустический подход в чистом виде вряд ли годится для общеобразовательной школы, но прекрасно подходит для курсов интенсивного обучения ИЯ. Акустический подход в чистом виде вряд ли годится для общеобразовательной школы, но прекрасно подходит для курсов интенсивного обучения ИЯ.

Дифференцированный подход Предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка Предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка Как и в акустическом подходе большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной дидактической речи. Как и в акустическом подходе большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной дидактической речи.

Не исключается возможность объяснения способов артикуляции звуков, но не с помощью специальных терминов, а доступным и понятным языком. Не исключается возможность объяснения способов артикуляции звуков, но не с помощью специальных терминов, а доступным и понятным языком. Большое внимание уделяется формированию графемно-фонемных соответствий, а также транскрипции. Большое внимание уделяется формированию графемно-фонемных соответствий, а также транскрипции.

Система фонетических упражнений для начального этапа обучения ИЯ Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости (например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости (например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку. –Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Можно попросить определить звуки родного и иностранного языков. Это развивает речевой слух и готовит почву для другого типа упражнений)

Упражнения на воспроизведение (слов, словосочетаний, предложений индивидуально или хором) Упражнения на воспроизведение (слов, словосочетаний, предложений индивидуально или хором) При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает определенный ритм, определяет паузы, обозначает ударения, движениями рук показывает мелодику предложения. В хоре нарушения не столь явны и есть опасность того, что кто-то произносит слова неверно. Следует стремиться к тому, чтобы опросить каждого ученика в отдельности

На начальном этапе устанавливаются звуко-буквенные соответствия, поэтому очень важно последовательно выбирать буквы для ознакомления. Следует начинать обучать с тех букв, которые чаще встречаются в изученных словах Следует начинать обучать с тех букв, которые чаще встречаются в изученных словах

С первых уроков следует уделять внимание не только правильному произношению, но и ударению, ритму, паузам и интонации С первых уроков следует уделять внимание не только правильному произношению, но и ударению, ритму, паузам и интонации Следует учить читать транскрипцию, а не писать Следует учить читать транскрипцию, а не писать

Практика показывает, что сосредоточение всей работы по развитию фонетических навыков только на начальном этапе приводит к его деформации на более поздних ступенях обучения. Вводно-фонетический курс не сохраняет в чистом виде произношение учащихся до конца курса обучения. Поэтому развитие навыков начинается на этапе, предшествующем их включению в деятельность, но должно продолжаться вплоть до их окончательного закрепления.

Итак, на начальном этапе создается основа хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию.

Работа над фонетикой на среднем и старшем этапах Важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их совершенствование. Особое внимание можно уделить ритмико-интонационным моделям, аудировнию не только учебных аудиопленок с академической речью, но и живой аутентичной речью, различных акцентов, диалектов и т.д.

Цель фонетической зарядки Предвосхитить и снять возможные фонетические сложности (слуховые, произносительные, ритмико- интонационные) Предвосхитить и снять возможные фонетические сложности (слуховые, произносительные, ритмико- интонационные) Отработать фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными. Отработать фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

Содержание фонетической зарядки Чтение слов, словосочетаний, скороговорок,.. Чтение слов, словосочетаний, скороговорок,.. Чтение сложных в фонетическом отношении частей предложения Чтение сложных в фонетическом отношении частей предложения Слушание с целью определения ошибок Слушание с целью определения ошибок Распознавание диалектов Распознавание диалектов Определение отношения к чему-либо по интонации Определение отношения к чему-либо по интонации Произнесение одной и той фразы с разной интонацией Произнесение одной и той фразы с разной интонацией Повторение синхронно/ в паузу/ за диктором Повторение синхронно/ в паузу/ за диктором Узнавание слов со слуха, их запоминание и т.д. Узнавание слов со слуха, их запоминание и т.д.

Место фонетической зарядки на уроке ИЯ зависит от последовательности выполнения тех заданий, где могут возникнуть фонетические трудности. Поэтому нет и не может быть ее фиксированного места на уроке ИЯ

Литература: Корчажкина О.М., Тихонова Р.М. Мои любимые звуки. – М., Владос, Корчажкина О.М., Тихонова Р.М. Мои любимые звуки. – М., Владос, Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, Baker, A. Ship or Sheep?, Cambridge University Press, Cambridge, Baker, A. Ship or Sheep?, Cambridge University Press, Cambridge, Bradford, B. Intonation in Context, Cambridge University Press, Cambridge, Bradford, B. Intonation in Context, Cambridge University Press, Cambridge, Brazil, D. The Communicative Value of Intonation in English, Cambridge University Press, Cambridge, Brazil, D. The Communicative Value of Intonation in English, Cambridge University Press, Cambridge, Brazil, D. Pronunciation for Advanced Learners of English, Cambridge University Press, Cambridge, Brazil, D. Pronunciation for Advanced Learners of English, Cambridge University Press, Cambridge, 1994.

Hancock, M. Pronunciation Games, Cambridge University Press, Cambridge, Hancock, M. Pronunciation Games, Cambridge University Press, Cambridge, Hancock, M. English Pronunciation in Use, Cambridge University Press, Cambridge, Hancock, M. English Pronunciation in Use, Cambridge University Press, Cambridge, Hewings, M. Pronunciation Tasks, Cambridge University Press, Cambridge, Hewings, M. Pronunciation Tasks, Cambridge University Press, Cambridge, 1993.

Roach Peter. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, Roach Peter. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, Taylor, L. Pronunciation in Action. Prentice Hall, Taylor, L. Pronunciation in Action. Prentice Hall, Underhill, A.Sound Foundations. Heinemann, Underhill, A.Sound Foundations. Heinemann, Ur Penny. A Course in Language Teaching. Module 4. Teaching Pronunciation. Cambridge University Press, Ur Penny. A Course in Language Teaching. Module 4. Teaching Pronunciation. Cambridge University Press, 1996.