Человек и природа в произведениях современных писателей Урок литературы в 11 классе Учитель МОУ СОШ 1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области Мисюрева Людмила Викторовна
Методические цели урока Обобщить и углубить знания по теме «Человек и природа в произведениях современной литературы» Проанализировать, как эта проблема отражается в литературных произведениях и в экологии выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы
Человек и природа Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Толстой
Нет краше Родины моей!
Природа – не вечная скатерть- самобранка. Вовремя поняв это, мы бы могли поставить заслон многим бедам.
Противоречия между обществом и природой 1. Преодоление угрозы мировой термоядерной катастрофы 2. Предотвращение деградации среды обитания 3. Разрешение противоречия между возможностями биосферы и ростом общественных потребностей 4. Преодоление противоречий в рамках взаимоотношений общества и природы
Человек и природа в произведениях современной литературы Чингиз Айтматов «Плаха»
Мы – чужие природе! Хунта Отстрельщики Расстрельщики Облавщики Гонители Подборщики туш Светопредставление Конец света Побоище
Писатель предупреждает: «Лишь стихийные бедствия да человек могли нарушить этот изначальный ход вещей в Моюнкумах…»,- с горечью пишет автор, значит, ЧЕЛОВЕК и есть стихийное бедствие, уничтожающее всё на своём пути.
Биологическая этика
Доминантный самец демонстрирует свою власть, имитируя укус в шею иерархически ниже стоящей особи, которая принимает позу подчинения
Используемые сигналы просты и конкретны. Позы несут разную информационную нагрузку.
Вой волка – укрепление социальных связей в стае. Возбужденный лай предупреждает об опасности. Важен и язык тела: движения хвоста,ушей, головы
Законы биологической этики, или законы инстинктивных запретов: «Не покушайся на чужую территорию» «Не убий» «Не бей лежачего» «Не нападай неожиданно сзади» «Не трогай детенышей» «Не отнимай пищу»
В чём спасение? В ответственности каждого перед собой! Смелость должна стать совестью. С возрождением Совести исчезнут Потребительство, Жестокость, Жадность.
«Если мы хотим достичь какого – то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать её условия» Р.Риклефс
Природа и человек в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» Это она, моя душа, наполнила все вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием беды. В. Астафьев
Виктор Астафьев «Царь-рыба»
Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря.
Браконьеры Хапуги Тёмная сила Война Битва
Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря. В. Астафьев
На какие общечеловеческие ценности советует нам опираться Астафьев, чтобы обрести и сохранить гармонию с окружающим миром? Память. История. Традиции. Нравственность. Культура. Ответственность за всё.
Выводы Варварское отношение к природе (окружающей среде) приводит к варварскому отношению к человеческой природе, нравственному браконьерству, т.е. «забывается в человеке человек».
Человек и природа, их единство и противоборство в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
Валентин Распутин повесть «Прощание с Матёрой» Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, после этого терять будет нечего. С.Залыгин Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в повести? Кого можно назвать главными героями повести и почему? Каков смысл названия книги? Каково значение слова «Матёра»? Каково значение «языческих» образов?
пожогщики нечистая сила туристы ироды обсевки орда нехристи кощунство убиение богохульство осквернение хранить память сохранять традиции жить по совести помнить о морали думать о о благе каждого человека
Образ Хозяина Из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя, не похожий зверек – Хозяин острова Никто его не видел, не встречал, а он знал всех и знал все…
Образ лиственная Как царь-дерево громоздилась могучая, в три обхвата, вековечная лиственница (листвень – на «он» звали ее старики) «Царский листвень»…Жило поверье, что как раз им и крепится остров к речному дну, к одной общей Земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера. Трогали его топором…топоры отскакивали от ствола. Огонь не приставал, только помазал его сажей. Подступили …с бензопилой… пила не идет. Неповалимый. Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто. Настал день, когда к нему подступили чужие люди.
Образ воды … С таким чистым, веселым перезвоном катилась Ангара и так все казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание.
Не убий Не укради Возлюби ближнего своего и врага своего Делай добро, и оно к тебе вернётся
Экологическая этика Суть: Обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду
Программы ООН ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) – «Сельскохозяйственные химикаты и отходы» ЮНИДО (ООН по промышленному сотрудничеству) – «Производственная среда» ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) – «Человек и биосфера» ЮНЕП – (Программа по окружающей среде) МКОСР – международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию
Свод правовых принципов охраны окружающей среды: Основное право человека Равенство между поколениями Сохранение и устойчивое использование экосистем Экологические нормы и мониторинг Устойчивое развитие и помощь Общая обязанность сотрудничать
« Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед, и единственно, что сдерживает его (если сдерживает!), - его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть. Но и человечество в целом, в нынешнем его сознании, также существует «наедине» с природой. Не означает ли это, что только от нравственности человека зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности… Человек не только нравственно отвечает за всех живых и все мертвое, лишенное осмысленной, «умной» речи (не только эмоциональных возгласов), но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы» (Д.С.Лихачёв)
«Мы – чужие природе» Хунта Отстрельщики Облавщики Гонители Подборщики туш Браконьеры Хапуги Тёмная сила Нехристи Пожогщики Нечистая сила Туристы Ироды Обсевки Орда
Что происходит в природе? Светопреставление Побоище Кощунство Убиение Богохульство Осквернение Конец света Думать о душе О благе каждого Хранить память Сохранять традиции Жить по совести Помнить о морали Помогать природе В чем выход?
Мы за будущее в ответе!
Земля –наш общий дом! Люди - человеки, страны и народы ! Мы теперь навеки должники природы. Надо с этим долгом как - то расплатиться, - Пусть расправит крылья раненая птица ! Р. Рождественский