Автоматизация аптек
Процесс автоматизации аптеки – это процесс передвижения лекарственных средств и денег от момента приобретения товара у поставщика и до момента сбыта лекарственных препаратов покупателю. Вначале происходит поиск, подбор и заказ товара у поставщиков. За этим следует транспортировка препаратов в аптеку и оформление прихода. На третьем этапе оприходованный товар включается в процесс товародвижения в аптеке. В самом конце пути препараты приобретаются клиентами. На последнем этапе передвижения лекарственных средств, они могут не только попасть в руки клиента, но и вернутся в компанию поставщика.
Аптека это в первую очередь точка, где осуществляются продажи, поэтому многие бизнес-процессы здесь те же, что и в обычном магазине. Перечень задач, подлежащих автоматизации в отдельной (самостоятельной) аптеке, включает в себя: бухгалтерский учет; заказ товара у поставщиков; анализ товародвижения и формирование аналитических отчетов по разным группам товаров; регистрация и учет продаж.
Этапы автоматизации 1 этап– закупка лекарственных средств; 2 этап– оформление приходных накладных непосредственно в аптеке; 3 этап– передвижение лекарственных препаратов в аптеке; 4 этап – лекарственные препараты покидают аптеку (они отправляются к клиенту, их возвращают поставщику).
Базовый комплект ПО для аптеки должен обеспечивать электронное взаимодействие с поставщиками (от заказа до оприходования накладных), ведение партионного учета, контроль сроков годности и забракованных серий медицинских препаратов, возможность возврата товара поставщику и возврата товара от потребителя, переоценку товара, межаптечную переброску товара для сетей и аптек с удаленными киосками, розничную реализацию (кассовый модуль), инвентаризацию, выгрузку данных в систему бухгалтерского учета и предоставление оперативной отчетности.
Оборудование
Средняя аптека сегодня включает следующее оборудование: два-три автоматизированных торговых места на базе фискального регистратора (компьютер, собственно фискальный регистратор, сканер штрихкодов, дисплей покупателя, денежный ящик), один компьютер материально - ответственного лица, один компьютер в качестве сервера. В аптеках с открытой выкладкой могут также применяться системы безопасности (в частности, антикражные устройства) и видеонаблюдения. В крупных торговых сетях уже существует практика интеграции таких систем с ИС (например, с кассовыми системами - для предотвращения или пресечения злоупотреблений персонала и покупателей), но в аптечном деле даже в крупных сетях это пока мало востребовано в связи со вторичностью такой задачи по отношению к автоматизации основных бизнес - процессов.
POS-терминалы, или активные контрольно-кассовые машины, используются на рабочих местах кассиров. В комплект кассовой станции входит системный блок, дисплей, клавиатура, табло покупателя и денежный ящик.
Принтер чеков можно выбрать матричный или с термопечатью. Последний, благодаря своей компактности, бесшумности и простоте в обслуживании, наиболее популярен.
Сканер штрих-кода может быть вертикальным, встраиваемым горизонтальным или ручным.
Основные плюсы автоматизации аптеки: Возможность быстрого подбора аналогов необходимого лекарственного средства; Удобная работа со списками рецептурных и безрецептурных товаров; Контроль сроков годности лекарств; Поддерживание необходимого обязательного ассортимента аптечных учреждений.
Некоторые примеры и результаты Что дает автоматизация аптеке? Каких результатов следует от нее ждать? Практически все эксперты отмечают увеличение товарооборота, сокращение издержек (например, при подготовке товаров к продаже), рост выручки и прибыли. Благодаря уменьшению доли рутинного труда и высвобождению времени сотрудников отпадает необходимость в увеличении штата, что так существенно при сегодняшнем кадровом дефиците. Это особенно важно для аптечных сетей, существенно улучшается работа по планированию закупок и поставок, что отражается на динамике деятельности распределительного центра и отдельных торговых точек. Для аптек данная проблема особенно актуальна, поскольку они реализуют товар, имеющий сравнительно небольшие сроки годности.
Один из важных результатов автоматизации расширение возможностей по борьбе со злоупотреблениями: ИС позволяет полностью контролировать ход всех основных процессов и оборот товаров внутри системы. Имея возможность восстановления событий, гораздо проще пресекать продажу товара из-под прилавка и находить ответственных за недостачу, так как по каждой партии товара ведется история с детализацией: кто, когда и какие именно операции производил с данной партией, когда и кем (а при реализации персональных дисконтов и кому) был продан товар.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!