Учимся строить текст Волкова О.Е., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 127»
Текст - что это такое? ________ - группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по _________ и __________________. ________ - то, о чем или о ком говорится в тексте, часто отражена в его ___________. ____________________ обычно передает самое важное, главное, что хотел сказать автор текста. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть общей темы называют ___________________. Вокруг нее группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются ______________. В тексте выделяют начало, _______________ и концовку.
Текст - что это такое? Текст - группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте, часто отражена в его заглавии. Основная мысль обычно передает самое важное, главное, что хотел сказать автор текста. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть общей темы называют микротемой. Вокруг нее группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В тексте выделяют начало, основную часть и концовку.
1 группа
И тут сорняки набросились на нее: не как они живет - для людей старается. Однажды расхвалился Репейник: «Я везде расту и свои семена сею». А пшеница с недоумением слушала их разговор, помалкивала и росла. «Подумаешь, какой заботливый нашёлся!» - с негодованием сказал воздушный Одуванчик.. Он стал похваляться: «А мне сам ветер служит: семена – пушинки по всему свету разносит. Вот как я забочусь о своем племени. Не то, что ленивая Пшеница, беззаботная мать».
Однажды расхвалился Репейник: «Я везде расту и свои семена сею». «Подумаешь, какой заботливый нашёлся!» - с негодованием сказал воздушный Одуванчик.. Он стал похваляться: «А мне сам ветер служит: семена – пушинки по всему свету разносит. Вот как я забочусь о своем племени. Не то, что ленивая Пшеница, беззаботная мать». И тут сорняки набросились на нее: не как они живет - для людей старается. А пшеница с недоумением слушала их разговор, помалкивала и росла.
Она жила для людей, кормила их, а люди, как могли, оберегали драгоценные пшеничные всходы от хватких одуванчиков да надоедливых репейников.
«Ленивая» Пшеница и «заботливый» Репейник
2 группа
Хорошо работать - значит все делать с любовью, красиво, качественно. Для других и для себя. Хорошо работать - это доброе дело. Помогать другим - это всегда видеть того, кому нужна твоя помощь и уметь вовремя оказать ее. Помогать другим - это, конечно, тоже доброе дело. Уважать всех, даже самых маленьких. Это значит разговаривать со всеми на равных, не «командовать» людьми, не подводить их, считаться с их мнением, быть терпеливым в общении с малышами. Уважение к людям - это тоже доброе дело.
Добрые дела 1. Хорошо работать
Добрые дела 1. Хорошо работать. 2. Помогать другим.
Добрые дела 1. Хорошо работать. 2. Помогать другим. 3. Уважать всех.
3 группа
Старик и яблони. Старик сажал яблони. Ему сказали: - Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. Л.Н.Толстой
Ответьте на вопросы. 1. О ком или о чем этот текст? 2. Как можно сформулировать его основную мысль? 3. Как его можно еще озаглавить? 4. Сколько в тексте микротем? 5. Могу ли я определить начало, основную часть, концовку? 6. Какие слова я считаю ключевыми? 7. Что бы я спросил(а) у автора? О чем бы поговорил(а); с чем бы не согласилась? согласилась?
4 группа
По утрам старушка вставала рано. Спускалась в сад, шла к цветам, прикасалась рукой к холодноватым, словно высеченным из розового камня, бутонам роз, к ярким георгинам и астрам. Потом уходила в дом и возвращалась с ведром и садовым ножом. Бережно срезала цветы и опускала их в ведро с водой. Тут же в тени складывала букеты и уезжала. Говорили, на базар. И еще говорили, что за такие букеты она дорого берет. Однажды я сам оказался свидетелем ее торговли. Стояла она на углу, у почты. Букеты у нее моментально разбирали. Я еще подивился, как бойко торговала старушка. Вчера она опять привезла астры. Над ведром пенились белые, желтые, голубые, алые беретики цветов. Меня распекало любопытство: сколько все-таки стоит ее букет? Подошел и жду, что она ответит парню, выбирающему у нее цветы. - Сколько? - спрашивает он нерешительно.
- Сколько? - спрашивает он нерешительно. Она улыбается: «Бери и иди». - А деньги? - Цветы, сынок, для красоты растут... У меня их много... Я видел, как она потом подарила свои астры трем молодым парам «Для красоты растут...» Я шел и повторял эти три слова. И день мне казался удивительно праздничным. В.Теплухин
Домашнее задание: Создать свой текст, основной мыслью которого станут слова «спешите делать добро».
Спасибо за внимание !