Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5 и 10 классов в период адаптации
Цель провести анализ педагогической деятельности в адаптационный период обучающихся, создать и обеспечить педагогические и социально- психологические условия, позволяющие обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде
Подготовительный этап Диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Методическая работа Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа
Программа Выступление директора школы М.Г. Трофимовой «Создание и обеспечение педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде». Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе М.В. Андреевой «Педагогическая деятельность в адаптационный период обучающихся». Выступление заместителя директора по воспитательной работе Т.В. Никифорова «Картина адаптационного процесса с позиции обучающихся и родителей 1, 5 и 10 классов». Выступление классного руководителя 1 класса С.В. Петровой «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально- психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации». Выступление классного руководителя 5 класса О.Н. Ивановой «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально- психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации». Выступление классного руководителя 10 класса А.П. Шмаева «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально- психологической адаптации личности обучающегося к новой социальной ситуации». Выступления учителей – предметников. Выступление директора школы М.Г. Трофимовой Решение педсовета.
Педагогическая деятельность в адаптационный период обучающихся
Для первоклассников помочь ребенку вжиться в позицию школьника ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости) подготовить родителей к новой роли родителя школьника
В пятом классе обратить внимание на адаптацию к «разноголосице» требований учителей введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы») выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда акцент на полоролевое взаимодействие принятие новой позиции ученик второй ступени школы
В работе с десятиклассниками принятие позиции «ученик-старшеклассник» принятие новичков в коллектив поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника узнавание специфики мира юноши и мира девушки организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи
В работе с родителями - снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; - создать атмосферу сотрудничества; - договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; - выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Психологический климат семьи Характеризуется как неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение
«Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей 1, 5 и 10 классов»
Цель Выяснить количество адаптированных и дезадаптированных учащихся с помощью анкетирования самих учащихся и их родителей
Анкета для учащихся «Классный руководитель глазами воспитанника»
Анкета для родителей «Мой ребенок и школа» Охотно ли ваш ребенок идет в школу? Вполне ли ваш ребенок приспособился к новому режиму обучения в школе? Переживает ли ваш ребенок свои удачи и неудачи? Делится ли ваш ребенок с вами своими школьными впечатлениями? Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашнего задания? Как ваш ребенок преодолевает трудности в работе? Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой? Как на ваш взгляд воспринимает ребенок свои отношения с учителями?
1 класс
Ответы учащихся 5 класса 1 С каким настроением ты идешь в школу? - С привычным равнодушием (11) - С радостью (6) 2 Бывают ли у тебя в школе неприятности? - Редко (13) 3 Если бывают, то от кого они исходят? - От учеников класса или другого класса (13) 4 Бывают ли конфликты с классным руководителем? - Никогда (12) - Редко (5) 5 Какую роль по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель? - Контроль за успеваемостью и дисциплиной (9) - Вторая мама (5) 6 Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? - Подбадривать (8) - Делать замечание (8) 7 Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? - Хорошее (12) 8 Тебе хотелось бы от него перенять: - Манеру поведения (7) - Всестороннее знания (7) 9 Чтобы ты посоветовал своему классному руководителю: - Долго работать в нашей школе - Чтобы слушались дети - Здоровья, удачи и счастья - Не волноваться, я понимаю, что она первый год преподает - Не ругаться на нас 10 Ты считаешь, что твой класс - Разбит на группы (10) - Каждый сам по себе (7) 11 Какие классные мероприятия тебе понравились? - Игры (10) - Чаепитие (5) 12 Что ты знаешь о своем классном руководителе? - Ничего (16) - Она была библиотекарем (1) 13 Можно ли сказать, что тебе повезло с классом? -да (15) Нет и не знаю (1)
5 класс
Ответы учащихся 10 класса 1 с радостью (5), с равнодушием (2) 2 редко (7) 3 от учеников класса или другого класса (7) 4 редко (7) 5 контроль за успеваемостью и дисциплиной (4), старший товарищ (3) 6 подбадривать (3), делать замечание (3), хвалить (1) 7 уважение и благодарность (7) 8 разносторонние знания (4), другое (3) 9 почаще общаться с классом (5), бросить курить (2) 10 разбит на группы (5), сплочен и дружен (2) 11 классные часы (4), поход (2), пока никакие (1) 12 ничего (6), организовывает спортивные мероприятия (1) 13 да (6), нет (1)
10 класс
Спасибо за внимание!