МОУ СОШ 3 г. Светлый Теоретический семинар мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации Поротикова Г.И. Поротикова Г.И. зам. директора по УВР зам. директора по УВР ноябрь 2009г ноябрь 2009г
Ц е л и: обобщить опыт работы учителей школы по мотивации деятельности учащихся на уроке и созданию условий для ее реализации; определить уровень мотивации учащихся и наметить способы ее повышения.Ц е л и: обобщить опыт работы учителей школы по мотивации деятельности учащихся на уроке и созданию условий для ее реализации; определить уровень мотивации учащихся и наметить способы ее повышения.
Эффективность - отношение результата к ресурсам Результативность - отношение целей к результату Результат Цели Ресурсы Треугольник мотивации
Определение Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Определение Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо или ком-либо, формирует поведение человека. Человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Цель – это средство удовлетворения потребности.
ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБ- НОСТИ УСИЛИЯ ДЕЙСТВИЕВОЗНАГРАЖДЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Факторы мотивации Неочевидность мотивов Изменчивость Непредсказуемость Различия в ценностях разных людей
Организация мотивации Мотивация привлечения Мотивация удержания Мотивация к эффективному труду
Физиология Безопасность Причастность Уважение Самореализация ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по А.МАСЛОУ
Эмоциональные методы мотивации : 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуаций взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка, 7 – рецензирование.
педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя; коллективные, групповые формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
мотивационный цикл, позволяющий учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока в школе. 1-й этап. Возникновение мотивации. 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 3-й этап. Мотивация завершения.
На первом этапе нужно: 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.); 2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.); 3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
На втором этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке
На третьем этапе важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя. Иными словами, деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.
Делегирование полномочий Решение конкретной задачи Не может - не хочет Хочет - не может Может - не хочет Может - и хочет инструктированиенаставничество мотивация
Определения Наставничество – процесс закрепления на практике и дальнейшей поддержки полученных знаний Делегирование Передача власти, полномочий и задач другим Уполномочивание других принимать решения и выполнять те или иные задачи Перепоручение областей ответственности и задач другим
Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы: – стремление к максимальной гибкости; – способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся; – умение придать личностную окраску преподаванию; – владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; – эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Практические рекомендации для учителей учащиеся должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы; им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста); они должны иметь возможность открытого и приятного общения со всеми учителями- предметниками и администрацией школы; они должны нести ответственность за свою работу