Кризисные этапы в развитии детей. Презентация подготовлена педагогом- психологом Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» (г.Москва поселение Внуковское) Юдиной Еленой Александровной
Возрастной кризис Возрастной кризис - это нормальное состояние для каждого растущего человека. Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка.
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л.С. Выготского, известного психолога) - кризис новорожденности; - кризис 1 года; - кризис 3 лет; - кризис 7 лет; - подростковый.
Кризис 3 лет Проходит под лозунгом: "Я сам!" Рождается самооценка и самосознание ребенка. На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права. Ведущей деятельностью становится игра.
Советы по преодолению кризиса 3 лет. Личное пространство ребенка (комната, игрушки…) Компромиссы. Распорядок дня. Четкая система запретов.
Кризис 7 лет Связан с поступлением ребенка в школу. Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений. Ведущей деятельностью становится учеба. Раздражительность. Страхи, повышенная тревожность.
Советы по преодолению кризиса 7 лет. Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи). Поощрять общение со сверстниками. Не надо перегружать дополнительными занятиями. Больше хвалить.
Подростковый возраст Переход из начальной школы в среднее звено. Полная перестройка организма. Снижается успеваемость. Появляются конфликты со взрослыми. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Советы по преодолению подросткового кризиса Понимание, терпение. Общение на равных. Принимать ребенка таким, какой он есть. Нужно быть другом.
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин) Кризис - перелом, поворот. Кризисы помогают человеку развиваться дальше. Необходим индивидуальный подход.
Использованные источники Мещеряков Б.Г. Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт- Петербург, Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт- Петербург, Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М.,